Письменность для слепых как называется. История создания и особенности пользования шрифтом брайля для незрячих. Использование брайлевской печатной машинки

Письменность для слепых как называется. История создания и особенности пользования шрифтом брайля для незрячих. Использование брайлевской печатной машинки

– это тактильный шрифт для людей, частично или полностью лишённых зрения. Умение распознавать и воспроизводить шрифт Брайля для слепых – основа их грамотности и независимости. Этот шрифт не похож ни на один другой. У него масса особенностей и занимательная история.

Первая система письма для невидящих

Шрифт Брайля не всегда был столь популярен и широко распространён. Ему предшествовал рельефно-линейный шрифт Хауи. Суть его системы заключалась в том, что буквы в книгах печатали рельефными, а невидящие люди прочитывали их, ощупывая пальцами. Именно благодаря Хауи в 1806 году при содействии Александра I в Петербурге открылся институт для слепых детей и появилась первая библиотека для незрячих.

Как вы понимаете, Система Хауи не была совершенной. Для того чтобы распознать одну выпуклую букву, требовалось до нескольких секунд. Поэтому, дочитав предложение до конца, человек успевал запамятовать, с чего оно начиналось.

Как появился шрифт Брайля

К сожалению, большинство последователей Хауи исходили из удобства зрячего преподавателя, а не слепого чтеца. Они изобретали шрифты из всё тех же выпуклых букв, но более простого начертания. Распознавать их было чуть легче, но скорость чтения по-прежнему оставалась очень низкой, а изготавливать книги для слепых было весьма дорогостоящим удовольствием.

Например, в Парижской школе для слепых специализированных книг было всего 14. Анализируя их, будущий создатель знаменитого шрифта Луи Брайль решил найти способ читать быстрее и проще. Он был всерьёз заинтересован решением этой проблемы, поскольку сам ослеп ещё в трёхлетнем возрасте.

Тайный код Барбье и его вклад в идею Брайля

За основу нового шрифта для незрячих Брайль взял код Шарля Барбье. Этот находчивый офицер французской армии изобрёл оригинальный способ передавать ночные депеши. Они были написаны так, чтобы для их прочтения не понадобилось освещение, которое сбивало маскировку. Каждую букву представлял набор пробитых в плотной бумаге отверстий.

Брайль значительно усовершенствовал систему Бабье и в 1829 году представил её на суд совету института. Как случается со многими гениальными изобретениями, шрифт Брайля не восприняли всерьёз. Но Луи не сдался, и внедрил свою идею в массы. Шрифт оказался чрезвычайно популярным среди простых людей, что в 1837 году подвигло совет пересмотреть своё мнение и всё-таки поддержать изобретение Брайля.

Особенности шрифта для незрячих

Итак, буквы в шрифте Брайля – это ячейки, которые состоят из шести выпуклых точек по три штуки в два ряда. Нумеруются они следующим образом: от единицы до тройки сверху вниз в первом ряду и от четвёрки до шестёрки аналогично во втором.

Наличие и отсутствие точек в ячейке определяет тот или иной символ. Всего комбинаций 63, а с добавлением седьмой и восьмой точек под тройкой и шестёркой – 256. Такое количество комбинаций позволяет передавать не только буквы алфавита и знаки препинания, но и различные математические, химические и компьютерные символы. С помощью шрифта Брайля можно рисовать даже сложные графики и схемы.

Можно ли писать по Брайлю?

Как вы догадываетесь, система Брайля включает не только чтение, но и написание. Писать по Брайлю можно двумя способами: с помощью брайлевской печатной машинки или специализированного прибора и грифеля.

У брайлевской печатной машинки всего шесть клавиш (не считая пробела, клавиши назад и ручки для перевода строки). Каждая из них соответствует точке в ячейке. Нужные клавиши нажимаются одновременно. Каждое такое мультинажатие соответствует одному символу. Текст, отпечатанный на брайлевской машинке, можно прочесть, не переворачивая бумаги. Поэтому набирается он как обычно – слева направо.

А вот брайлевский прибор продавливает бумагу спереди, создавая выпуклые точки на обратной стороне. Потому и набирать текст на нём нужно справа налево, учитывая, что ряды точек в ячейке тоже меняются местами.

Современные разработки для слепых

К сожалению, покупка книг, набранных шрифтом Брайля, влетает незрячим в копеечку. К тому же книги должны состоять из плотной бумаги, чтобы выпуклые точки читались легко. Только представьте, сколько весит такой томик романа «Война и мир».

Поэтому сейчас Европейский Союз финансирует разработку устройства «Anagraphs», которое можно будет подключать к электронной книге или компьютеру. Девайс будет формировать шрифт Брайля и выводить на экран до 6 000 осязаемых точек.

Совсем скоро жизнь невидящих существенно облегчится, ведь разработка Anagraphs уже на финальной стадии.

Азбука Брайля - так называется алфавит, который используют для чтения незрячих или слабовидящих людей. Ее также называют шрифт для слепых. Эта азбука выглядит как выпуклые точки на поверхности листа. Прикасаясь к обозначениям, можно «считывать» буквы. Этот способ прочтения дает возможность людям со слабым зрением получить образование, усваивать новую информацию и общаться с другими людьми в письменной форме. Эта система применима не только для книг, но и для цифровых приборов.

Что собой представляет азбука Брайля?

Название азбуки пошло от имени его создателя - Луи Брайля.

Это рельефная письменность, необходимая для незрячих людей. В знаках, которые используются в шрифте по Брайлю, закодированы символы алфавита. Для каждого знака существует определенная позиция выпуклостей на листе. Их размещают в 2-х колонках в 3-х различных позициях. Определенная комбинация точек обозначает один из знаков. Таким образом слова можно «прочитать». Этот способ считывания развивает чувство грамотности и пунктуальности у людей, которые потеряли зрение.

Особенности шрифта


Шеститочечный шрифт позволяет записать 64 различных символа.

Доты нумерованы, идущую сверху вниз: справа сверху дот 1, внизу расположены номера 2 и 3, сверху слева номер 4, а под ним 5 и 6. Изначально выпуклых точек было всего 6, но позже были добавлены 7 и 8 номера. На одном листе (размер страницы составляет 23 на 31 сантиметр) располагаются 25 строчек. В каждой из них находится от 22 до 25 знаков.

Чтобы быстрее освоить язык для слепых, доты расставлены на таком расстоянии друг от друга:

  • по вертикали - 3,75 мм;
  • по горизонтали 5 миллиметров.

Для механического набора применяется специальная печатная машина. Символы наносятся на бумагу с помощью пластины, на которой изображены символы. Различают 6 клавиш, необходимых для набора. Отдельно вынесены клавиши для пробелов, точек и возврата назад. Если буква образуется с помощью двух знаков, то клавиши с изображением нажимают одновременно.

Недостатки и преимущества

Азбука для слепых сложна в изучении, так как неверно поставленное обозначение меняет смысл написанного. Но знание азбуки Брайля дает возможность максимальной адаптации в обществе для незрячих. Отличительная черта азбуки для слепых людей в том, что на первой странице текст читается справа налево, а на второй - в обратном порядке. Это усложняет чтение.


Производство рельефных книг – трудоемкий и длинный процесс.

В текстах обычно не используются прописные буквы, пробелы после запятых и тире. Потому для правильного набора текста на компьютере проходят предварительную подготовку. Это вызывает дополнительные сложности при общении онлайн. Кроме этого, тексты, написанные с помощью шрифта Брайля, имеют большой объем, а скорость восприятия текста при этом низкая.

В три года он потерял зрение по недосмотру, по нелепой случайности, в двадцать шесть заболел туберкулезом; умер, измученный болезнью, в сорок три, не дожив одного года до официального признания своего алфавита, дела всей своей жизни. И в то же время это история о человеке, прошедшем свой путь с максимальным достоинством и максимальной пользой, не растративши впустую ни капли Божьего дара, и с честью принявшем свой жребий.

Пользуясь современной риторикой, привычной нашей повседневности лексикой борьбы и победы, какую мы используем, когда говорим о болезни или несчастье, мы должны были бы (или могли бы) написать, что Луи Брайль бросил болезни и судьбе вызов, боролся с недугом, жил полно, так, как если бы его недостатка и не было вовсе. Но что-то мне подсказывает, что человек, каждое письмо к друзьям заканчивающий фразой: «Жизнь моя в Господних ладонях», не оперировал такого рода категориями.

Брайль дитя своего века, он ведь не знал, что человек обязательно должен быть счастлив. Ему об этом с детства не рассказали. Хотя, нужно заметить, что «честно бороться с судьбой» и «с честью принять свой жребий» – вещи не столь противоположные друг другу, как может показаться с первого взгляда.

Все это слова, уже совершенно запутавшие нас. Это ведь мы, считающие, что любое испытание – только помеха на пути к обязательному благополучию; воспитанные своей эпохой «облегченной жизни» (которая, к слову сказать, на наших глазах сейчас проваливается в темноту), привыкли прикрываться «хорошими», правильными словами.

Вот, скажем, знаете, как назывался один из самых крепких и полезных журналов для незрячих, издававшийся в России с 1886-ого года по декабрь 1917-го? «Русский слепец». На современный слух название оглушительно нетактичное. В нем слова как будто еще до политкорректного грехопадения, еще не научились стыдиться себя. Они обозначают только то, что обозначают, без дополнительных смыслов.

А нынче конкурс для слабовидящих и незрячих детей скорее будет назван, скажем, «Яркий мир». Или «Радуга». В этих названиях и корректность, и привычный для современного облегченца «хорошенький» смысл несмотря на болезнь, мир детей яркий, потому что они живут полной жизнью, болезнь преодолевают, учатся жить «мимо нее» – разве нет?

Между «Русским слепцом» и «Ярким миром» лежит целая эпоха заигрывания со словом и с роком. Но путь преодоления все равно один, какими словами его ни определяй. Жить, отгоняя от себя смертную тоску, не растрачивать силы души на уныние, жалеть других больше, чем жалеешь себя. Ничего другого и придумать-то не получается. И история Луи Брайля может быть очень даже полезной – как пример. Потому что он именно так и жил.

Дар

Тут нужно сказать, что Луи Брайль никогда не был одинок. Внутри себя он постоянно чувствовал «чудо Божьего присутствия» так он определял свой дар; что же касается его внешнего окружения, то начнем вот с чего: у него были очень хорошие родители.

Если бы не потеря зрения, Брайль, возможно, стал бы выдающимся математиком – так принято считать, это обычная версия, принимаемая его биографами – потому что его алфавит задуман и исполнен с точностью и изяществом великолепной математической задачи.

Что же касается его родителей – они нашли в себе достаточный запас души, чтобы любить его деятельной любовью. Родился Луи в 1809-ом году, недалеко от Парижа, но в маленьком городке. Уездном, ежели по-российски. Отец его, Симон Брайль, был ремесленником, шорником, изготавливал конскую упряжь.

Семья не была богатой, но считалась достаточной, ведущей «достойную жизнь». Много силы, нужно сказать, в этом определении «достойной жизни», из которой, в общем, и рос всякий европейский средний класс; В.В. Розанов, который много труда положил на размышления, откуда берется достоинство «простого человека», считал, что прежде всего оно начинается с чистой воскресной рубашки.

Так или иначе, к тому времени, когда родился Луи, семья располагала большим количеством примет «достойной жизни», чем воскресные рубашки был и благополучный дом, и благотворительность, и досуг. Три составные части достоинства: порядок, излишек, досуг. Но, разумеется, был и ежедневный труд – отец брал мальчика с собой в мастерскую, и именно там, во вполне младенческих летах, в три года, Луи выколол себе глаз шорным шилом. На второй глаз перекинулось воспаление, вызванное раной, и мальчик ослеп.

Дом-музей Луи Брайля; Coupvray, 77700 Torcy, Marne-la-Vallee, France http://upload.wikimedia.org/

Маленький Луи был желанным и жданным ребенком – первый мальчик после трех дочерей, и отец очень любил его. И после того, как Луи поправился и окреп после болезни, Симон Брайль начал учить сына (сначала по наитию) всему тому, что может потребоваться в жизни.

Он боялся, что мальчика может постигнуть судьба попрошайки, папертного сидельца, или слепого музыканта на ярмарке – обыкновенная судьба незрячего человека в то время. Симон взялся укреплять мальчика физически – водил на многочасовые прогулки. Учил его в лесу и в поле на ощупь и по запаху определять растения и различать птиц по голосам. Много читал ему вслух. Наконец, обойными гвоздями выбил на деревянной доске выпуклые буквы – весь алфавит – и принялся учить читать.

Возможно, с этой обойной доски и начался брайлевский алфавит. Как тень идеи. Гвоздь с выпуклой шляпкой, вбиваемый в доску. Рельеф, отверстие и выпуклость. Впрочем, в то время уже существовал рельефно-линейный алфавит Гаюи для слепых – построенный именно что на идее упростить начертание обыкновенной латинской буквы и сделать ее выпуклой. Не уверена, впрочем, что Симон Брайль знал о разработках Гаюи. А писать Луи учился, складывая буквы из палочек.

Одновременно Луи приучали к ручной работе – к тому, что может прокормить его в будущем. Приспособили плести бахрому для упряжи и шить домашние туфли. Пригласили учителя музыки, и тот выучил мальчика основам игры на скрипке. Местный священник, настоятель церкви Святого Пьера аббат Палу обучил Луи началам богословия.

Что, казалось бы, еще? Но тут выяснилось вот какое обстоятельство: мальчик оказывался во всяком деле слишком способным учеником. И когда отец отвел его в обыкновенную школу (событие беспрецедентное для того времени), Луи стал в школе для «обычных» детей первым учеником. Уж очень память оказалась хорошая. И быстрота соображения тоже.

И тогда родители, заручившись рекомендациями аббата Палу, отвезли Луи в Парижский институт для слепых. Луи Брайль был зачислен институтским адептом в январе 1819-го года, в возрасте десяти лет, и с тех пор вся жизнь Брайля была связана с институтом. Он его закончил, в нем преподавал, в его стенах создал свой алфавит.

Институт

Если в какой либо стране и суждено было появиться идеальному алфавиту для слепых, то этой страной не могла не стать Франция, которая к началу девятнадцатого века была наиболее «продвинутой» в деле призрения незрячих.

Отчего так получилось? Трудно сказать: возможно, оттого, что деятельность даже одного энтузиаста может значительно изменить нравственный ланшафт общества.

И во Франции такой энтузиаст нашелся – Валентин Гаюи, основатель Парижского института для слепых. Но некоторые исследователи считают, что причина особого отношения к слепоте была заложена раньше, когда один из самых удивительных королей всех времен и народов, Людовик IX Святой, который приглашал нищих и калек за стол во время королевских трапез, и следил, что бы им подавали те же блюда, что и ему самому; тот самый Людовик IX, который сам возглавил седьмой крестовый поход и чудом вырвался из плена – вот именно он, когда вернулся из Сирии, основал приют для слепых воинов крестоносцев.

Валентин Гаюи http://upload.wikimedia.org/

То было в 1260-ом году, приют этот оказался одним из самых первых в мире, и в нем жили триста рыцарей, ослепленных неверными. Возможно, вот этот ореол рыцарственной, героической причины слепоты, который долго витал над приютом даже после того, как он с годами превратился просто в место призрения незрячих, помог делу.

Но этот ореол совершенно не влиял на общую печальную судьбу слепого человека в конце, скажем, века восемнадцатого. Если семья отказывалась поддержать незрячего, он неизбежно оказывался на паперти или на ярмарке.

В бедных семьях даже и наличие родных не спасало слепца от общей участи – напротив того, он становился заложником родственной жадности. Валентин Гаюи, который в 1774-ом году решил доказать, что незрячие дети поддаются обучению и нуждаются в нем, нашел на паперти своего первого ученика, подростка Франсуа Лезюера, и был вынужден выплачивать его родителям сумму, равную той, какую ребенок ежедневно выручал попрошайничеством.

Без даже беглого рассказа о Гаюи не составишь правильного впечатления о судьбе Луи Брайля и, главное, судьбе брайлевского алфавита. Валентин Гаюи был необыкновенно талантливым организатором. И человеком жалостливым, с горячим сочувственным характером, не переносящим чужого унижения. Все вместе привело к исключительным результатам.

Считается, что жизнь Гаюи (и жизнь многих и многих французских незрячих) изменила парижская пасхальная ярмарка 1771-ого года. Гаюи, на тот момент парижский студент, склонный к филантропии, волонтерствующий время от времени в школе для глухонемых, основанной аббатом Де Лепе, зашел в один из ярмарочных павильонов, и был пронзен бесстыдным зрелищем.

В павильоне «издевались над людьми и над музыкой»: ради создания комического эффекта на слепых напяливали огромные картонные очки, а играть они должны были на сломанных или специально расстроенных инструментах, извлекая из них чудовищные звуки («свинский рев»). Публика смеялась.

Валентин Гаюи взялся за дело. Уже в 1774-ом году у него появился первый ученик, тот самый Франсуа Лезюер, и Гаюи учил его читать, используя свой рельефно-линейный алфавит обыкновенные, если вы помните, буквы, упрощенно написанные и выпукло выбитые на картоне.

Одновременно он пытался получить от благотворителей деньги на школу для слепых детей, но до поры тщетно. И тогда Гаюи понял, что должен возвратиться «со своим слепым на ярмарку», но ярмарку высокого тона – он принялся демонстрировать успехи своего ученика (Франсуа научился читать, что для того времени оказалось чуть ли не аттракционом) в светских гостиных.

Дамский щебет о «необыкновенных успехах нашего маленького слепого» дошел (таков и был план) до Версаля. Гаюи пригласили ко дворцу продемонстрировать успехи подопечного; Людовик XVI и Мария Антуанетта были восхищены, энтузиасту назначили пенсию.

В 1784-ом он открыл первое учебное заведение для незрячих, «Ателье трудящихся слепых», и сформулировал первый принцип своей школы: «Необходимо дать возможность всем слепым учиться, избавив их от тяжкого и опасного бремени праздности, способствующей усвоению худых привычек и даже пороков». В конце 1786 года высочайшим указом ателье получило статус Королевского института для слепых, со ста двадцатью стипендиями для учащихся.

В институте детей учили читать посредством гаюевского алфавита, на слух давали академические дисциплины, обучали ремеслам и музыке. Даже в тяжелый послереволюционный период институт устоял. Только стал называться Первым национальным, или просто Парижским институтом для слепых. И вот в это заведение, основанное великолепным энтузиастом, привезли в 1819-ом году Луи Брайля.

Шесть точек

Брайль стал в институте «самым успевающим студентом со дня его основания». И своего рода любимцем учителей – что не помещало преподавателям института противиться впоследствии внедрению и распространению его алфавита. Но то позже. А пока Брайль был гордостью. Выучил на слух латинский, древнегреческий, итальянский, испанский и английский языки. В четырнадцать лет был назначен руководителем институтских мастерских. Научился играть на пианино и органе, и в шестнадцать получил оплачиваемое место органиста в церкви Сен-Николя де Шан. В девятнадцать был принят на должность учителя-репетитора; преподавал географию, алгебру и музыку. Был признанным музыкантом, давал концерты.

В пятнадцать придумал свой алфавит, а в 1829-ом издал брошюру «Способ написания слов, музыки и песнопения с помощью точек», в которой были зафиксированы главные принципы рельефно-точечной письменности. В дальнейшем он совершенствовал систему, но не затрагивал основных принципов.

Что подтолкнуло к изобретению? Все имеющиеся способы чтения для слепых были основаны на рельефном начертании латинского алфавита; наиболее из них используемый, метод Гаюи, был бы всем хорош, если бы не оказался столь медленным и трудоемким: «Слепому ребенку столько времени нужно было потратить, чтобы прочесть предложение, что, дойдя до конца, он нередко забывал, о чем говорилось в начале». Кроме того, чрезвычайно дорогостоящим делом было печатание такого рода книг – в Парижском институте, который сам занимался изданием книг по методу Гаюи, было всего четырнадцать драгоценных фолиантов с выпуклыми буквами.

Луи Брайль хотел добиться быстрочтения, но даже у него мало что получалось.

В 1821-ом году, когда ему было двенадцать, он познакомился с 12-точечным методом капитана Барбье (и, собственно говоря, с самим капитаном Барбье), который для военных нужд (шпионских и солдатских) придумал «письмо в темноте». А именно способ шифровки секретных военных донесений, каковые, как предполагалось, можно было написать и прочесть в полной тьме, в окопе, в засаде – не выдавая огнем своего присутствия.

«Ночное письмо» основывалось на точках, проколах (что Брайлю показалось удачной находкой), но сама по себе система не была продумана. Код из двенадцати точек (два ряда по шесть) не был удобен для осязания, и делал запись неоправданно длинной: так можно было передать координаты противника, но масштабный текст не запишешь. Кроме того, метод Барбье был фонетическим, основанным на таблице из 36 звуков и звукосочетаний французского языка, что исключало саму идею правописания.

В общем, Брайль создал свой алфавит, и удобства его изобретения зиждились, как считается, на математическом расчете и знании большого количество языков.

Его шеститочечная система проста, как просто все, что нельзя изменить, потому что не имеет смысла менять, как своего рода «идеальная вещь»: «Простейшая комбинация, составленная всего лишь из трех пар легко осязаемых точек, расположенных вытянутым четырехугольником, позволяет создавать при перемещении точек 63 знака, и изобразить все буквы алфавита, знаки препинания, цифры, математические символы и нотные знаки».

Шесть точек легко покрываются подушечкой одного пальца, и узнаются, угадываются мгновенно – при одном касании. Это дает возможность беглого чтения (при известном опыте, конечно) – ведь и зрячий человек начинает бегло читать только тогда, когда как бы на лету угадывает читаемое слово.

Голубиная простота алфавита Брайля сразу понравилась ученикам и тем преподавателям института, которые сами были незрячи. Они обеспечили изобретению горячую и многолетнюю фанатскую поддержку.

А весь основной преподавательский корпус, все зрячие педагоги оказались против. Для них естественна была мысль, что все, что «хорошо видящему, хорошо и для не видящего» – слепому надо просто как следует постараться. Для того, что бы признать удобство алфавита Брайля, тифлопедагоги должны были сами сначала выучить новый алфавит, то есть для них рушилось все умственное устройство, весь мессианский пафос их труда: не слепые должны были учиться у зрячего, а зрячие у слепого. Непорядок.

Дальнейшая жизнь Луи Брайля – это работа в институте (до конца, до самой смерти), любовь и признание учеников, болезнь, совершенствование своего алфавита, и борьба за то, что он (алфавит) был признан.

Официально во Франции «система рельефно-точечной письменности для слепых по методу Брайля» была признана в 1853-ем году, через год после смерти Луи Брайля от туберкулеза.

В 1870-ом году, на Парижском международном конгрессе слепых система Брайля была принята как основа обучения и книгопечатания для слепых во всех странах мира.

Вечная надежда

Собственно, это вся история Луи Брайля. Остается только добавить, что Брайль был по-настоящему добрым человеком и жалел своих учеников безусловно больше, чем самого себя. Хотя в письмах к друзьям горько жаловался на безнадежность своей болезни. «Надежда» было часто употребляемым им словом.

У него было большое знакомство и обширная переписка; зрячим друзьям от писал письма обыкновенным способом, разборчиво и ясно, используя только линейку для выравнивая строк.

Финансово поддерживал недостаточных студентов, и откладывал из своего жалованья деньги на помощь нуждающимся. После его смерти друзья нашли в его вещах коробку с надписью: «Сжечь, не открывая». Естественно, тотчас открыли. В коробке лежали сотни долговых расписок – от всех тех, кому Брайль одалживал деньги. Там были и расписки любознательных душеприказчиков. Молча сожгли бумаги.

А в одном из последних своих писем Луи Брайль написал: «Господу было угодно, чтобы перед моими глазами всегда стояло ослепляющее великолепие вечной надежды».

Появился в результате череды удивительных событий. История появления азбуки для слепых началась во времена правления Людовика IX . Король потерпел сокрушительное поражение в очередном Крестовом походе и решил, что ему нужно изменить свою жизнь. Он стал больше времени уделять благотворительности. Благодаря этому решению в середине 13 века в Париже был открыт приют для слепых людей. Первыми жителями этого приюта были 300 рыцарей из армии короля, которые потеряли зрение в Крестовом походе.

Спустя 500 лет на одной из улиц французской столицы было разыграно театральное представление. В конце выступления актеры сняли маски и оказалось, что все они слепы . Представление поразило одного из зрителей – Валентина Гаюи. Этот человек всерьез задумался над тем, как слепые живут в мире зрячих. Спустя несколько лет, он дал монетку слепому мальчику и тот одним касанием определил ее номинал. И лингвист Валентин Гаюи решил разработать азбуку для слепых. В помощники и ученики он взял того самого попрошайку.

Спустя 6 месяцев, Гаюи представил мальчика комиссии Королевской академии наук и тот показал свои способности по чтению письма по деревянным буквам . Это был прототип современного шрифта для слепых.

Как появился шрифт Брайля?

В начале 19 века во Франции родился Луи Брайль. Мальчик был совершенно здоров, но в возрасте 3-х лет в результате травмы он полностью лишился зрения. Однако, это не помешало мальчику получить хорошее начальное образование, позволившее ему поступить в школу Гаюи. Обучение в этом учебном заведении было недешевым. Книги были слишком дорогими и молодой Брайль стал искать пути удешевления обучения .

Однажды он узнал о работе Шарля Барбье, предлагавшего французской армии систему слепой коммуникации с помощью рельефных точек и тире, выдавленных на толстой бумаге . Предложенный вариант азбуки был слишком сложным для освоения. Но молодой человек смог разглядеть в ней перспективу. У него возникли идеи по усовершенствованию этой азбуки. Луи Брайль понимал, что не сможет справиться с работой в одиночку и обратился за помощью к Шарлю Барбье, но получил отказ. Поэтому юноша работал над новой азбукой для слепых в свободное время . Работа заняла несколько лет.

В 1824 году директору школы Гаюи была представлена азбука Брайля. Шрифт Брайля – это алфавит из 33 букв, состоящих из двух вертикальных рядов, каждый из которых имеет по три точки. Сначала его не принимали, но уже через 30 лет он был признан официальным шрифтом для слепых во Франции, а позднее и во всем мире.

Как пользоваться шрифтом Брайля?

Азбука для слепых наносится на толстую бумагу унифицированными инструментами. То есть, в любой стране мира конфигурация букв, размеры и их совместное расположение остаются неизменными.

Всего в шрифте Брайля 64 символа: 63 соответствует буквам и 1 пробелу. Сегодня во всем мире пользуются расширенной системой, содержащей 255 знаков. Это объясняется тем, что число сочетаний символов ограничено. Поэтому пришлось разработать многоклеточные символы , состоящие сразу из нескольких знаков, каждый из которых выполняет свои функции. Из-за этого у каждого знакового сочетания может быть сразу нескольких значений.

Символы в шрифте Брайля выделяются с помощью специальных знаков, которые могут указывать на заглавные или малые буквы, математический корень, верхний и нижний индекс, курсивное или подчеркнутое начертание.

Современный шрифт для слепых имеет некоторые грамматические отличия от обычной азбуки. Это приводит к тому, что человек, обученный работе со шрифтом Брайля, начиная работать на не адаптированном для слепых компьютере будет неизбежно делать ошибки. Шрифта Брайля имеет следующие грамматические отличия:

  • Прописных букв не существует.
  • После запятых и тире никогда не ставятся пробелы.
  • Нет промежутка между знаком номера и число.
  • Один и тот же символ может означать сразу несколько знаков препинания.

Для устранения грамматических недочетов незрячему человеку для работы на обычном компьютере нужно пройти дополнительное обучение.

Преимущества и недостатки азбуки для слепых

Шрифт, разработанный Луи Брайлем нельзя назвать идеальным. У него есть как преимущества, так и недостатки.

Преимущества шрифта Брайля

  • Простота освоения и использования.
  • Простота создания текстов.
  • Он обеспечивает возможность нормального обучения слепых людей.
  • Незрячим людям проще ориентироваться в окружающем мире.
  • Шрифт Брайля является инструментом социализации.
  • Благодаря ему незрячие люди могут заниматься наукой и полноценно работать.

Недостатки системы

  • Низкая скорость чтения.
  • Невозможность общения в реальном времени при работе с этим шрифтом.

Новые технологии и дальнейшее развитие азбуки для слепых

Сегодня многие компании занимаются разработкой электронных устройств, которые позволили бы незрячим людям работать на компьютере с использованием шрифта Брайля. В этом направлении достигнуты определенные успехи. В частности, созданы дисплеи, в которых вместо обычного текста выдвигаются стержни. Незрячие люди проводят по всем ячейкам и считывает слова.

Пока внедрить эти дисплеи в широкую практику не представляется возможным. Они весят несколько килограммов и стоят не меньше 2 000 долларов.

Более перспективной выглядит идея специальной перчатки. В ней на каждый из четырех пальцев (большой не используется) приходится по 6 надавливающих точечных элементов, которые с помощью специальной компьютерной программы могут формировать буквы шрифта Брайля. Более того, такая перчатка будет создана, то незрячие смогут пользоваться этим инструментом не только для чтения, но и для мгновенного ввода текста.

К сожалению, до реализации этой идеи еще очень далеко.

Заключение

Система Брайля навсегда изменила жизнь незрячих людей. Да, она непроста в освоении и использовании, но она позволяет слепым не чувствовать себя зависимыми от других людей и повышает уровень жизни.

Азбука Брайля - тактильная система записи, используемая в книгах, надписях, валюте и других предметах для слепых и слабовидящих людей. Благодаря дисплеям, разработанным на основе шрифта Брайля, незрячие могут пользоваться компьютерами и прочими электронными средствами. Вести запись можно при помощи специальных приспособлений, таких как переносной блокнот или брайлевская клавиатура.

Азбука Брайля названа в честь своего создателя - француза Луи Брайля, который ослеп в детстве вследствие травмы. В 1824 году, в возрасте 15 лет, он разработал данный шрифт для французского алфавита в качестве усовершенствования военной техники ночного чтения. Публикация данной системы, в которую впоследствии было включено нотное письмо, произошла в 1829 г. Второе издание, опубликованное в 1837 году, стало первой записи.

Азбука для слепых представляет собой знаки, имеющие вид прямоугольных блоков (ячеек) с выпуклыми точками. Число и расположение этих точек отличают одну букву от другой. Так как представляет собой транскрипцию существующих письменных систем, порядок и количество знаков варьируется в зависимости от языка. Благодаря программному обеспечению, способному к звуковому воспроизведению текста, использование шрифта существенно сократилось. Азбука слепых продолжает играть большую роль в развитии навыка чтения у слепых детей, а грамотность позволяет увеличить уровень занятости среди людей с ограниченными способностями.

Шрифт Брайля был основан на военном шифре, так называемом «ночном письме», разработанном Шарлем Барбье в связи с потребностью производить обмен информацией ночью, не привлекая внимание противника при помощи звука или света. В системе Барбье набор из 12 выпуклых точек соответствовал одному из 36 звуков. Этот метод был отвергнут армией, так как оказался слишком сложен для военных. В 1821 Барбье посетил парижский Королевский институт слепых, где повстречался с Луи Брайлем. Брайль отметил два существенных недостатка данного шифра. Во-первых, знаки соответствовали только звукам, а поэтому не могли отобразить орфографическое написание слов. Во-вторых, знаки из 12 выпуклых точек были слишком велики, чтобы распознать их на ощупь, не двигая пальцами, что существенно замедляло процесс чтения. Азбука Брайля представляет собой модификацию, где ячейки из 6 точек соответствуют отдельным буквам алфавита.

Первоначально шрифт Брайля включал лишь буквы французского алфавита, однако вскоре появилось множество аббревиатур, сокращений и даже логограмм, которые сделали использование системы более удобным. Сегодня азбука Брайля является скорее самостоятельной системой письма для слепых, нежели кодом орфографического написания слов. Существует три уровня шрифта. Первый используется теми, кто только начинает читать на Брайле, и состоит из букв и Наиболее распространенным является второй уровень, где присутствуют сокращения, позволяющие экономить место на странице. Реже можно встретить третий уровень, где целые слова сокращаются до нескольких букв или записываются при помощи специальных символов.

просмотров