Расширения к настольной игре «Каркассон»: таверны, купцы и драконы. "нарисованный" каркассон Плюсы в базе с дополнением

Расширения к настольной игре «Каркассон»: таверны, купцы и драконы. "нарисованный" каркассон Плюсы в базе с дополнением

  • *Информация
    • Кол-во игроков: 2-5
    • Тип игры: стратегия
    • Время игры: 30-60

    20.02.2016 , В разделе 


    Краткая информация по игре:

    Каркассон — это французская коммуна, расположенная в департаменте Од на территории региона Лангедок - Руссильон. Город Каркассон является префектурой департамента. Эта выдержка из известного всем познавательного ресурса «Википедия». И она нас мало интересует, а вот то, что действительно сейчас нам полезно знать, так это то, что Каркассон — это удивительно увлекательная, стратегическая игра с элементами экономики в немецком стиле. Автором игры является Клаус-Юрген Вреде (англ. ) (нем. Klaus-Jürgen Wrede ) и сотворил он это чудо в 2000 году. Игра «Каркассон / Carcassonne» и по сей день является мировым хитом. С нее можно начать знакомиться с миром серьезных настольных игр, правила очень просты и понятны с первого наигранного круга, Геймплей динамичный и не скучный, да и подумать(для расчетливых стратегов) есть где. Бывалым игрокам в настольные игры будет полезно получить дополнительный опыт.

    За долгие годы игра «Каркассон / Carcassonne» обросла несколькими дополнениями и некоторыми сюжетными ответвлениями, с новыми идеями строить свой город гораздо интереснее. Например расширение «Inns & Cathedrals (гостиницы и соборы)» или «The River и River II (Река и Река II)», они прекрасно дополняют игровой процесс и вкладывают свою изюминку при определении игроком своей стратегии.

    Для ознакомления с «Каркассон / Carcassonne» мы собрали материал по оригинальной игре сразу со всеми дополнениями и Квартальными Расширениями.

    Состав комплекта для распечатывания:

    — оригинальный «Каркассон / Carcassonne» ;
    «Каркассон / Carcassonne» Inns & Cathedrals (Таверны и соборы);
    «Каркассон / Carcassonne» The River и River II (Река и Река II);
    «Каркассон / Carcassonne» The games quarterly expansion(Расширенные Кварталы);
    «Каркассон / Carcassonne» CATHARS (Катары);
    «Каркассон / Carcassonne» King & Scout (Король и Воровской барон);
    «Каркассон / Carcassonne» The count of Carcassonne (Граф Каркасона);
    «Каркассон / Carcassonne» Abbey & Mayor (АББАТ И МЭР);
    «Каркассон / Carcassonne» Princess & Dragon (Принцесса и дракон);
    «Каркассон / Carcassonne» Traders & Builders (Купцы и строители);
    «Каркассон / Carcassonne» The Tower (Башня).
    +Шкала подсчета очков и переведенные правила ко всем дополнениям.

    Миплов придется вырезать самим из дерева. Или заменить их чем то попроще. Например обычными кружочками из бумаги)

    Описание игры «Каркассон / Carcassonne» , объяснения правил, советы, плюсы и минусы игровой механики и итоговая оценка в нашем обзоре по ссылке ниже.

    А пока скачивайте, распечатывайте и играйте в свое удовольствие. Но обещайте, что потом сожжете самоделку и пойдете покупать оригинал.:)

    Об игре Каркассон, я думаю, уже многие знают. Информации о ней в разных источниках полно, поэтому описывать правила не стану. А это скорее фотозаметка, чем обзор. Просто захотелось показать в КАКОЙ Каркассон мы играем с друзьями) Именно показать!


    Итак, игру мне подарила моя девушка Настасья на мой День рождения в 2009 году. Подарок, конечно, мне очень понравился, тем более ещё и сделанный любимой). Технология изготовления незатейлива: печатаем нецветные тайлы (предварительно обработав так, чтобы остался только контур рисунка) и раскрашиваем фломастерами (так что заголовок поста скорее должен быть "Раскрашенный Каркассон"). Работа очень трудоёмкая и кропотливая. Затем вырезаем тайлы, склеиваем с ещё одним слоем бумаги и обклеиваем прозрачным скотчем с двух сторон.

    Фигурки взяли из покупного Каркассон. Охотники и собиратели. Остальные фигурки я сделал сам из дерева и покрасил. Например снизу треугольники - это строители.

    А это принцесса:

    И дракон:

    Свинья:

    Нарисованы тайлы из основного набора и из дополнений (Принцесса и Дракон, Катары, Река и Река 2, Гостиницы и Соборы, Король и Воровской барон, Граф Каркассона, Аббатство и Мэр, Торговцы и Строители, Башня и одно ежеквартальное обновление) Но для двух дополнений (Аббатство и Мэр, Башня) я фигурки так и не сделал.. Но вот собираюсь в ближайшее время исправить это)

    Очень радует глаз, что тайлы такие яркие, насыщенные)) Покупная игра в сравнении с этой выглядит тускло.

    Кстати, дополнение Граф Каркассона никому у нас в компании не нравится, поэтому мы играем без него (хотя лично я от него прусь!). Все остальные нарисованные дополнения (кроме недоделанных двух) используем, потому игровой процесс длится не меньше трёх часов.

    В России настольные игры мало популярны (хотя за последние года ситуация начала улучшаться, если в 2007 году на российский рынок было выпущено всего лишь 7 европейских настолок, то в 2008 году их количество достигло 40 (!), что конечно является явным признаком популярности), причин тут много. Например то, что непривычно для нас такое время препровождения, а настольные игры у нас стойко ассоциируются со схемой "кинь кубик, двинь фишку", на деле же такого убожества кроме как у нас и не знают (культовая "Монополия" все же выходит из этого списка). Другие же считают это детским развлечением, хотя это совсем не так. Да и настольные игры есть разные. Сложные и простые, коллекционные и нет, карточные и настольные. В этом же посте я решил написать об игре, которая заслуженно популярна во всем мире много лет, в которую я и сам играю достаточно давно (познакомился я с ней еще лет 5 назад, благодоря компьютерному воплощению), не смотря и на другие имеющиеся настолки. И которую, что самое главное легко достать и в нашем городе.

    Однажды никому неизвестный разработчик настольных игр Клаус Юрген-Реде решил отправиться в отпуск на юг Франции, а надо вам сказать, что разработчики настольных игр пользуются не меньшей популярностью, чем например разработчики компьютерных игр. Раскрученное имя хорошо оплачивается, а если имя разработчика будет на коробке, то уж игру просто сметут с прилавков фанаты боардгейма. Так вот, ничего этого у Клауса не было и потому, чтобы отдохнуть от всех проблем он и отправился в небольшой город Каркассон, та что на юге Франции. А надо вам сказать, что местность эта весьма примечательна, родина провансальских трубадуров и альбигойской ереси, крестовых походов и великолепных замков и фортификаций.
    Клаус был так поражен красотами тех мест, что вернувшись домой загорелся идеей создать игру которая позволила бы каждому создать свой Каркассон и стать его полноправным хозяином обставив всех своих соперников.
    Результат превзошел все ожидания - “Игра года-2003” в Германии, а потом и всему миру. Множество дополнений и продолжений и многочисленные издания по всему миру. В том числе и в России. И везде игра покоряла аудитории, увлекая в свои ряды тех, кто и не знал, что настольные игры могут быть так интересны, а не просто «кинь кубик и двинь фишку», чего, кстати, в Каркассоне и нет, но обо всем по порядку.

    Что же потребуется нам для обустройства своей средневековой провинции? А всего-то: города, дороги, поля и монастыри. Принцип игры окажется знаком каждому, кто когда-нибудь играл в домино или собирал пазлы, есть кое-что общее. Роль костяшек в “Средневековье” исполняют картонные квадраты («Тайлы»), на которых нарисованы названные элементы местности. В начале хода игрок тянет из общей кучки один квадрат и размещает его на поле так, чтобы он подходил к уже выстроенной там карте. Дороги должны совмещаться с дорогами, поля - с полями, а стены городов - разумеется, со стенами городов. В результате выстраивается довольно симпатичная местность, которую нам надо подчинить себе. “Захватом территорий” занимаются подданные - у каждого из игроков имеется по семь фишек-человечков. Выставив очередной квадрат, игрок имеет право “поселить” на него одну из фишек. Рыцарям – Замки, Священникам – Монастыри, Разбойникам – Дороги, а землю, следую заветам Владимира Ильича, крестьянам.
    Дороги упираются в перекрестки или ворота городов, города замыкаются внутри собственных стен, а монастыри со всех сторон окружаются благочестивой паствой. Как только некий объект приходит к своему логическому завершению, фишка “застолбившего” его игрока снимается (впоследствии ее можно использовать для занятия других объектов), а сам игрок получает победные очки в зависимости от размеров полученной вотчины - например, длины дороги или площади города.

    На первый взгляд “Средневековье” может показаться неприхотливая и незатейливой игрой, однако уже после нескольких партий вы обнаружите, что она заслуживает серьезного внимания. Иногда она заставляет пошевелить мозгами, сделать так, чтобы с помощью ненужного квадрата подгадить сопернику, затянув его строительство или сделать не завершаемым. Вовремя поставить своего вассала, отхватив солидный кусок владений. Однако если же вы не будете относиться к этой игре серьезно, раскладывая ее всей семьей (всего может участвовать 6 человек) то она не потеряет своей увлекательности.

    На западе существуют и дополнения для этой игры, которые пользуются популярностью, а знаком того, что игра любима народом, является то, что дополнения выходят до сих пор. Жаль, что в России их практически не достать, потому как не локализовывались.

    2001 - The River


    Небольшое дополнение из нескольких карт, которое разнообразит начальный расклад. Если в оригинальном Каркассоне все начинается со специального стартового тайла, то здесь выстраивается река окруженная крепостями, дорогами и храмами.

    2003 - Inns & Cathedrals


    Дополнение для тех кому оригинала мало, множество новых тайлов замков, перекрестков и стен.

    2003 - Traders & Builders


    Еще одно мини дополнение вносящее в игру рынки. Теперь захватывая город или поле вы получаете с него не только победные очки, но и можете организовывать рынок, особого разнообразия это не привносит, скорее просто косметическое обновление (которое впрочем найдет успешное развитие в другой линейке игр Каркассон – Охотники и Собиратели)

    2004 – The King


    Небольшое дополнение добавляющая в игру фигурки Короля и Барона. Распределяются они следующим образом. Король дается тому игроку у которого самый большой город и может перейти только в том случае если кто то построит еще больший по размеру город, аналогично и Барон, только ставится на дорогу. Несмотря на то, что дополнение простое, но оно влияет на игру поскольку игрокам теперь выгоднее, строить не маленькие замки, которых можно наворотить достаточно много, а отстраивать огромные фортификации в погоне за победными очками.

    2004 - The City


    Особенность этого дополнения в том, что сначала на стол выкладывается шаг за шагом город, а после этого от него уже и стандартное поле. Которое должно соединяться с дорогами из замка.

    2004 - The Count of Carcassonne


    В какой то мере аналог прошлого дополнения, но сделан более продуманно, добавлена фишка короля который принадлежит тому кто сделал больше веток от города, к тому же город добавляет игре некоторые тактические тонкости.

    2005 - The Princess & the Dragon

    Фэнтези дополнение к Каркассону. Это дополнение, переносящее игроков в сказочную страну, терроризируемую драконом. Теперь в игре появляется осмысленная цель - помимо зарабатывания очков нужно помочь принцессе спастись из города, незамеченной монстром. Ну а с помощью дракона можно устраивать подлянки соперникам.

    2005 - The River II


    Расширение к дополнению «The River» которое разнообразит стартовый расклад игры.

    2006 - The Tower

    В этой коробочке вы найдете множество кирпичиков, из которых рекомендуется в городах выстраивать башни, за которые полагаются победные очки.

    2007 - Abbey & Mayor


    В этом дополнении к компании Рыцарь, Монах, Разбойник и Крестьянин добавляется Мэр, который руководит строительством аббатств.

    2007 - Travel Carcassonne


    Вариация игры для туристов и путешественников, которые и у костра могут сыграть в свою любимую игру. Тайлы сделаны в полтора раза меньше, а доска для подсчета очков аккуратно перенесена на кисет в котором располагаются все игровые элементы.

    2008 – Catapult

    Самое сумасшедшее дополнение к Каркассону, которое удивило многих фанатов игры и заставило усомниться в адекватности создателей игры. Данное расширение содержит в себе маленькую деревянную катапульту с помощью которой можно закидывать игровое поле тайлами с указанием эффекта действия. Вряд ли это можно назвать серьезным дополнением, скорее «Катапульта» предназначается для неплохо выпившей компании которая хочет вспомнить как играть в «Чапаева», а шашек под рукой нет.

    Помимо дополнений к оригинальному "Каркассону" от него отпочковалось множество вариаций:

    2002 - Каркассон: Охотники и Собиратели



    Игра была создана по мотивам всемирно известной настольной игры «Каркассон», которая стала настолько популярной, что её автор Клаус-Юрген Вреде не смог не придумать новую игру на радость всем поклонникам. Механика игры во многом похожа на оригинальный Каркассон, но появился новый антураж и разные интересные добавления. В виде строительства селений и добычи пропитания. Этого конечно не было в оригинальной игре, но прибавилось с выходом дополнений.

    2003 – Каркассон: Крепость



    А вот автором этой серии стал не Клаус-Юрген Вреде, а достаточно известный автор настольных игр Райнер Книциа, большинство его игр основано на математическом расчете и четком планировании. Эти все элементы он и привнес и в «Крепость». Основа игры: выкладывание из квадратов карты местности и расстановка по ней своих вассалов осталась прежней, но во многом поменялись правила, сильно разнообразив игру.


    Одно из важных отличий - игра предназначена для 2-х человек. Именно благодаря множеству изменений в механики игры, это версия стала одной из самых популярных. А в линейку удачных продуктов Рейнера Книциа, на равнее с «Затерянными Городами» и «Королевскими Воротами» прибавились и «Каркассон: Крепость».

    2005 Каркассон: Мореплаватели



    Снова игроки будут выкладывать тайлы, на этот раз, шаг за шагом исследуя новые земли. Как вы понимаете, к базовому механизму составления карты местности из квадратов может быть придумана масса правил подсчёта очков. Так вот, в этой версии Каркассона очки считаются совсем по-другому, но разнообразия в игру это мало привносит, да и иллюстрации не то, чтобы превосходны, потому и широкой популярности эта игра не нашла.

    2008 – Каркассон: Новые земли



    Очередная вариация на тему Каркассона, с достаточно интересной, а главное свежей механикой. Играем мы за мореплавателей которые высаживаются на берег незаселенного континента и организовывают лагерь от которого мы и начинаем строительство. Особенность в том, что стартовые позиции игры и доска подсчета очков совмещены и оформлена в виде старых карт. Выкладываемые же тайлы, которые были нарисованы профессиональными художниками, складываются в прекрасную картину в виде замков, лесов и полей. Основную механику игры это не меняет, но создает атмосферу эпохи открытий.

    2009 Каркассон для детей



    Хоть игра и простая, но для маленьких она все-таки будет сложна и не слишком интересна. Разработчики решили отхватить себе и эту аудиторию, выпустив вариант игры для детей. Тайлов стало меньше, чтобы не затягивать игру. Зато они стали больше, нагляднее и красочнее, что конечно же понравится детям. Правила же были упрощены, сделав основой именно выкладывание тайлов на манер пазлов. Взрослым игра конечно -же покажется простой, но для малышей это неплохой вариант)

    Ну и напоследок некоторые новости для тех кого от компа не оторвать или у кого нет друзей для партии.
    Если хорошо пошарится по магазинам компьютерных игр, то можно найти и компьютерные аналоги основных игр семейства, а именно Каркассон с дополнениями Реки и Новые земли и Каркассон: Охотники и собиратели

    Настольная игра "Каркассон" (Carcassonne в оригинале, в России также издавалась под названием "Средневековье") пользуется славой одной из лучших настольных игр мира. В чём превосходство "Каркассона"? В простых правилах, в многообразии партий, в их небольшой продолжительности, в отсутствии открытой конфронтации между игроками - это классический образец игры "в германском стиле".

    Обживаемся помаленьку

    Тема игры - освоение территорий вокруг Каркассона, одного из крупнейших замков, а позже и городов Франции. Несколько игроков исполняют роли феодалов, которые разведывают, что да как в окрестных землях, и берут под контроль дороги, захватывают пахотные угодья, строят города и монастыри.

    Modus operandi, или Что делать?

    В "Каркассоне" действия игроков предельно просты. В свой ход игрок должен взять картонный квадрат с участком средневекового ландшафта и выложить его на стол к уже выложенным квадратам по принципу домино. Новый квадрат должен продолжать уже существующую картину мира - дорога смыкается с дорогой, пастбище с пастбищем, городская стена - с другим её участком. Когда благодаря размещению квадрата на столе возникает новый объект (например, дорога отходит в сторону от перекрёстка), игрок, выложивший этот квадрат, может застолбить этот объект за собой. Для этого он должен взять одну деревянную фигурку из своего резерва и поставить её на квадрат. Теперь в его интересах развить и завершить этот объект (т.е., в нашем примере, замкнуть дорогу следующим перекрёстком). Развивать объекты следует, соблюдая известную осторожность: если игрок не завершит этот объект до конца игры, он не получит за него ничего. По завершении, игрок снимает своего человечка с объекта и получает определённое число очков.

    Момент истины

    Ключевой стратегический момент игры - это время, когда игрок решает, "куда ставить-то" новый квадрат земли. Игрок выбирает, что для него выгоднее, ведь один квадрат может дать несколько вариантов размещения с разными последствиями. Продолжить свой объект или помешать противнику завершить его монастырь/город/дорогу? Рассердить коварным ходом одного соперника или раззадорить своими успехами всех? От простого выбора зависит не только победа или поражение в игре, но и эмоциональный настрой всей компании. А такой выбор делается на каждом новом ходу! Кроме того, значимость выбора повышается по мере приближения игры к финалу. В резерве остаётся всё меньше свободных квадратов, а число вариантов размещения квадрата с каждым ходом только увеличивается. При этом у игроков всё меньше шансов завершить начатые объекты или исправить последствия "вражеской диверсии". Напряжение, как и положено в хорошей игре, нарастает, сопротивление игроков друг другу увеличивается, сила эмоций достигает пиковых значений. Лучше всего сыграть самим: чтение о чужих переживаниях не сравнится с собственными ощущениями.

    Каркассон. Дворяне и башни

    Настольная игра «Каркассон. Дворяне и башни» - это набор из 2 объёмных и 4 небольших дополнений.

    Дополнение «Башня»!

    «Башня» - это четвёртое большое расширение для игры «Каркассон». В игру добавлены сегменты Башни, а также несколько новых возможностей. Вместо того, чтобы в свой ход поставить Последователя на поле, игроки теперь могут расположить сегмент башни на специальном тайле, с отведённым для этого местом; добавить сегмент к уже стоящей башне либо поставить своего Последователя на вершину башни (который «завершает» её).

    Строительство и захват башен позволяет вам захватывать Последователей ваших соперников, если те, в свою очередь, находятся в поле зрения башни. Башня высотой в один сегмент позволит вам захватить Последователя на расстоянии 1 тайл; башня высотой в 2 сегмента – на расстоянии 2 тайла, и так далее. Игроки теряют не только те очки, которые могли бы получить с помощью своих Последователей, но им также придётся заплатить 3 Победных Очка, если они захотят освободить их.

    Мини-расширение «Река»

    Другое дополнение - «Река» мини-расширение для «Каркассона». Оно добавляет 12 речных тайлов, но с уже знакомым вам пейзажем.Сначала вам предстоит расположить речные тайлы, затем игра продолжается по обычным правилам. На речные тайлы нельзя ставить своих Последователей, поэтому подсчёт очков происходит по правилам оригинальной игры.

    Дополнение «Круги на полях» - это мини-дополнение, которое содержит 6 тайлов кукурузных посевов. Такой тайл даёт игроку право разместить второго Последователя на уже занятую область либо вернуть на руки ранее использованного Последователя.

    Великолепное дополнение «Принцесса и дракон»

    И так, перед вами - великолепное дополнение «Принцесса и дракон» для всемирно известной игры «Каркассон». На этот раз перед вами открыта уникальная возможность отправиться в мир сказок!

    В обширные края около Каркассона наведался самый настоящий дракон и жизнь от этого уж точно не стала легче... Отважные герои отправляются навстречу опасности, но, без поддержки фей, у них практически нет шансов…В городе принцесса обращается к помощи рыцарей, а фермеры в это время строят секретные переходы, чтобы можно было передвигаться, не показываясь дракону на глаза…

    6 новых тайлов или дополнение «Культ»

    Дополнение «Культ» содержит 6 тайлов, каждый с изображением Культа (которые напоминают по механике Монастыри). Когда рядом сталкиваются Монастырь и Культ, начинается битва! Игрок, которому первому удастся окружить свой тайл, получает 9 Победный Очков, противник же – ничего!

    И напоследок дополнение «Граф»

    Дополнение «Граф» - ещё одно расширение для игры «Каркассон». Оно содержит 12 дополнительных тайлов, а также Графа (миниатюру из дерева). Сами тайлы изображают город Каркассон, который как раз посещает Граф. Когда игрок кладёт тайл, который приносит очки противнику, игрок может поставить Последователя в один из четырёх районов города. Также он получает возможность переместить Графа, заключая под стражу всех Последователей в этом районе. Каждый район соотносится с определённым способом набора очков, и когда соответствующие очки зарабатываются, игрок может забрать себе их часть или даже не дать заработать очки другим игрокам!

    И в заключение

    Настольная игра "Carcassonne" и её многочисленные продолжения уже есть в миллионах коллекций настольных игр по всему свету. Познакомиться с этой простой, умной и увлекательной игрой можно с «младых ногтей» и до почтенного возраста. А после знакомства, Вы непременно захотите, чтобы эта игра была и в Вашем собрании развлечений, где бы оно ни находилось - у семейного очага, в студенческой общаге, на службе или в офисе.

    Отличной новостью для поклонников серии Каркассон стал выход двух замечательных дополнений. Первое, это «Каркассон. Королевский подарок», включающий в себя базовую игру и четыре расширения к ней. А для тех, у кого уже есть коробка «Каркассона», будет интересным набор из четырёх дополнений - «Каркассон. Предместья и обитатели»

    Купить настольную игру "Каркассон" вы можете в наших розничных магазинах или заказав у нас на сайте.

    Предместья и Обитатели

    В новой серии «Каркассон. Предместья и обитатели» включены дполнительные фишки, тайлы и аддоны. Среди них: «Купцы и Строители»(Traders and Builders), «Таверны и соборы»(Inns and Cathedrals), «Аббат и мэр»(Abbey & Mayor), «Разведчик»(Scout) и, конечно же, «Король»(King). Набор Разведчик можно использовать лишь в разделе «Охотники и Собиратели». Осталmные наборы можно использовать, как пожелаете - вместе с ними игра станет еще богаче и интереснее!

    Таверны и Соборы (Inns and Cathedrals)

    Шесть игроков? Пожалуйста - каждый из них сможет развлечься по полной! Именно такая совместная игра делает выбор в пользу аддона очевидным - где,как не здесь, вы сможете получить такое удовольствие от игры?
    С помощью таверн можно удвоить очки за готовые дороги. Таким же образом соборы влияют на города. Кроме всего прочего, тайлы самих городов, соборов и таверн обновлены, а их дизайн стал еще приятнее. Специальные карточки позволят упростить подсчет набранных очков.

    Каркассон. Купцы и строители.(Carcassonne: Traders & Builders)

    Фишки, которые делают скорость строительства в два раза - больше не мечта, и они позволят получившему их победить гораздо быстрее!
    В этом дополнении появились новые фишки строителей увеличивающих вдвое скорость строительства. Здесь также появились новые тайлы с обозначение различных товаров, добавлены фишки с домашними животными. Нужны они не просто так - они дают дополнительные очки!



    Каркассон. Аббат и мэр. (Carcassonne: Abbey & Mayor)

    Мэр, сарай и повозка, а также уже известные всем игрокам в каркассон тайлы включены в этот аддон.


    Каркассон. Король. (Carcassonne: King & Scout)

    Дополнение Король получило 7 новых тайлов. Королем становится тот игрок, который к концу игры получил самый большой город. А тот, у кого в наличии самая большая дорога, становится атаманов разбойников. Эти звания, конечно же, тоже дают ощутимую пользу. В дополнение "разведчик" добавлены 5 новых тайлов для игры "Охотники и собиратели".

    Для игры необходим базовый «Каркассон»

    «Каркассон. Предместья и обитатели» - игра как для тех, кто уже успел полюбить эту серию игр и стал ее настоящим фанатом, так и для тех, кто только познакомится с ней. Удачной игры!

    Мешок-Счетчик Каркассон

    Удобный матерчатый мешочек для транспортировки многочисленных тайлов и миплов Ваших игр серии Каркассон. Оснащен напечатанным счетчиком очков. Теперь Каркассон намного удобнее брать ссобой в поездки и в походы в гости!

    В комплект также включены эксклюзивные тайлы Избушка и Богатырь.

    Каркассон — это древняя (V-XIII в.н.э.) крепость на юге Франции. Однажды немецкий преподаватель по имени Клаус-Юрген Рёде побывал там во время отпуска… и дал это имя игре, там же во время отпуска им придуманной. Так, во всяком случае, гласит официальная бизнес-легенда.

    Что ж, игра получилась вполне успешной, и право на свою собственную бизнес-легенду она более чем заслуживает. «Каркассон» может похвастаться премией Spiel des Jahres 2001, он уверенно входит в сотню лучших игр рейтинга BoardGameGeek и замыкает тамошнюю десятку лучших семейных игр. Выпущено несколько различных версий с той или иной тематикой, а чтобы пересчитать все дополнения, не хватит пальцев на двух руках. Имеются и компьютерные реализации для разных платформ.

    С русскоязычными локализациями игре тоже повезло. Четыре её варианта были изданы в России компанией «СМАРТ» (ныне «Мир Хобби»), и три разные компьютерные версии (для РС) издавались по лицензии компанией «1С» (локализатор — Snowball Studios). В апреле 2011 «Мир Хобби» объявил о грядущей локализации нескольких дополнений к игре, которые обещают выпустить в двух вариантах — большим комплектом вместе с базовой коробкой, и дополнения отдельным набором. Подборка дополнений несколько отличается от выпускаемой на Западе «большой коробки», но довольно близка к ней, о чём см. ниже.

    Самое время посмотреть на мир «Каркассона» в целом, чтобы можно было лучше представить себе, чего ожидать от грядущей новинки!

    Идея

    Игра является ярко выраженным представителем европейской школы: агрессии и прямого противостояния участников нет, а взаимодействие между ними проявляется косвенно… хотя иногда и приводит к нешуточной конкуренции.

    Тематически речь идёт о благоустройстве земель в мире средневековья: игроки совместными усилиями расширяют поле, строя на нём дороги, города и монастыри. Усилия на этом поприще они отмечают выставлением фигурок своих вассалов — так называемых миплов .

    Слово «мипл» является сокращением словосочетания «my people» (то есть «мои людишки»), причём официально оно не считается игровой терминологией. Тем не менее, в сознании настольщиков оно укрепилось очень прочно, и соответствующая фигурка de-facto стала символом евроигр.

    Итак, у каждого игрока есть несколько таких вассалов. В свой ход нужно вытащить наугад квадратный элемент поля и приставить его к таким же элементам, уже выложенным на стол. Правила приставления чрезвычайно просты: должна быть связь хотя бы через одну сторону, и приставленный элемент должен полностью стыковаться по рисунку. На элементах-тайлах как раз и изображены монастыри, а также фрагменты дорог и городов. Затем на только что выложенный тайл можно поставить своего вассала — при условии, что есть кого ставить, и желаемый элемент никем пока не занят. Если при этом что-то (дорога, город или монастырь) оказывается построенным полностью, то все стоя́щие на нём вассалы снимаются с поля, и их фигурки возвращаются к владельцам. Очки за это «что-то» начисляются тому, чьих миплов здесь стояло больше всего.

    Разумеется, выгоднее достраивать элементы по ходу игры: во-первых, это высвобождает миплов (которых тут же можно будет использовать для других строек); во-вторых, достроенные города приносят в два раза больше очков по сравнению с недостроенными. Это и определяет одну из стратегий взаимодействия — блокирование противника, то есть создание для него ситуации, когда он не сможет достроить начатое и его мипл останется на поле до окончания партии. Второй стратегией является захват — начиная строить что-то своё, отдельно взятое, можно затем хитро объединить свою стройку с чужой, не дав тем самым оппоненту вырваться вперёд. Наконец, третьей стратегией является земледелие : миплы, выставленные на поля, всегда остаются там до сáмого конца партии, зато приносят очки за все законченные города (в том числе и чужие), которые этими полями окружены.

    Предыдущие два абзаца практически полностью описывают правила игры (остались неупомянутыми разве что детали подсчёта очков — которые, кстати, по сравнению с первыми изданиями успели уже немного измениться), так что семейность игры вполне понятна: легко объяснить даже ребёнку. Вторым немаловажным фактором является то, что в «Каркассон» можно играть по-разному. С ребёнком можно ввести для себя мораторий на блокирование и захваты, и тогда получится этакое двумерное домино (причём совершенно не обязательно об этом говорить вслух), а против взрослых оппонентов можно (и нужно!) играть со всеми возможными тактиками и уловками. Поверьте, неторопливый и мирный на первый взгляд «Каркассон» может быть жёстким, очень жёстким.

    Теперь, когда главная идея изложена, мы можем рассмотреть различные варианты её реализации. Ситуация описана по состоянию на май 2011 года.

    «Каркассон» (Carcassonne)

    Он же «Средневековье», он же «базовый», он же «синий» (по основному цвету коробки). Собственно, это та самая игра, которая была описана чуть выше. Игроки обустраивают территорию в реалиях средневековья.

    Эта коробка рассчитана на 2-5 игроков, и партия в среднем занимает около часа. Комплект включает 72 тайла (в том числе один стартовый) — это не очень много, так что «вкуснее всего» играть вдвоём или втроём.

    Некоторые русские издания содержали пластмассовых миплов вместо деревянных, а самые первые отличались оборотной стороной тайлов: на них, как и в оригинале, была буква «С», в поздних изданиях сменившаяся на кириллическое «К».

    Существует дорожный вариант «базы», отличающийся только меньшими размерами компонентов (это означает, что такой вариант несовместим с дополнениями). Они хранятся в матерчатом мешке, на одной стороне которого нанесена дорожка для подсчёта очков.

    В 2011 году западными издательствами была выпущена юбилейная версия игры, отличающаяся от обычной шикарным оформлением и добавлением десяти промо-тайлов со специальным логотипом.

    Существует также вариант игры под названием «Колесо фортуны» (Wheel of Fortune). В его комплект включён специальный лототрон, а на некоторые тайлы нанесены активирующие символы. В свой ход можно выставлять мипла не только на поле, но и на лототрон, а когда он срабатывает, то происходят разные события — как приятные, так и не очень.

    Типичные примеры событий: «удача», «налоги», «чума», «инквизиция» и т.п..

    «Дорожный Каркассон» и «Колесо фортуны» не локализовывались.

    Осталось ещё отметить, что выпускались экзотические образцы — «Каркассон на кубиках» и «Карточный Каркассон», но они не имеют с описанной механикой ничего общего кроме торговой марки и потому останутся вне нашего рассмотрения. Коммерческим успехом они не пользовались.

    «Охотники и собиратели» (Hunters and Gatherers)

    Он же «зелёный» (по основному цвету коробки), он же «доисторический». По легенде действие происходит очень-очень задолго до событий основной игры, когда на месте будущего Каркассона ещё бродили мамонты и саблезубые тигры, а жили там те самые охотники и собиратели.

    Механика в целом сохранена, с учётом определённых адаптаций. Игроки здесь не «обустраивают» земли, а «исследуют» их. Реки вместо дорог, леса вместо городов, и т.п.

    Подсчёт очков более затейлив, в него включены дополнительные аспекты. Например, в реках водится рыба, в низинах водится дичь и тигры, которые на неё охотятся, — всё это учитывается. В лесах можно найти золотые самородки, которые дают нашедшему бонусные тайлы.

    В целом игра более сложна по сравнению с базовой, и она меньше подходит для детей. Партия также длится около часа, и в ней тоже могут участвовать 2-5 игроков.

    «Крепость» (The Castle)

    Дуэльный вариант от д-ра Райнера Книции, предназначенный строго для двоих участников. Эта игра, дополняя базовую идею, как бы рассматривает средневековое строительство по-другому — на уровне отдельно взятого города, окружённого крепостной стеной.

    Игровое поле ограничено снаружи той самой стеной, которая собирается перед началом партии из линеек-фрагментов и одновременно служит счётной дорожкой очков. На угловых башенках случайно раскладываются специальные жетоны — когда игрок останавливается на соответствующей клетке, он забирает жетон себе, и тот приносит ему определённую выгоду (в зависимости от своего типа, сразу или же позднее).

    Сама механика почти не отличается от традиционной: внутри крепостных стен игроки строят дома, улицы с дворами и рынками, башни… Самым большим отличием является то, что за незавершённые элементы очки не даются! Особо отслеживается строительство домов, для чего в комплект включены специальные фишки цитаделей. По окончании партии строитель самого большого дома получает бонус, размер которого определяется планировкой получившейся застройки.

    Игра проходит заметно быстрее и обычно укладывается в 35-45 минут. И не только быстрее, но и острее — для детей она подходит ещё меньше «Охотников» (правила рекомендуют возраст от 13 лет, тогда как для базы — от 8 лет). Это тем обиднее, что разложенная игра выглядит многоцветно и привлекательно.

    Следует иметь в виду, что «Крепость» изначально предъявляет определённые требования к месту для игры. Собранные крепостные стены образуют прямоугольник около 50×70 см, и если такого места нет, то поиграть просто не удастся.

    «Новые земли» (The Discovery)

    Самый мозголомный и нетипичный вариант игры от Лео Коловини. По игровой легенде жителям Каркассона становится тесно на обжитых землях, и они отправляют экспедиции на поиски новых. Соответственно, если «Крепость» увеличивала масштаб до отдельных домов и улиц, то «Новые земли» уменьшают его до морей и гор, а города здесь выглядят лишь точками на карте. Играть могут 2-5 участников, заявленная продолжительность партии составляет 30-45 минут, но в действительности она может превышать час из-за мозголомности.

    Отличий от базовой механики много. Прежде всего, в распоряжении игрока имеется заметно меньше миплов, так что распоряжаться ими приходиться с ещё большей осмотрительностью. Далее, здесь миплы не снимаются с поля по факту завершения элемента — в свой ход можно или поставить фишку из своего резерва, или снять одну из уже стоя́щих. Одно из двух. Это позволяет получать очки за недостроенные элементы до окончания партии, но ценой недостроя. Ну и, наконец, здесь гораздо сложнее правила подсчёта очков: на всё есть оговорки и исключения.

    В целом у Коловини получилась довольно интересная стратегия, но она очень сильно выбивается из общей концепции — сложностью и мелочами в правилах. Пожалуй, это наименее удачная из оригинальных (т.е., имеющих заметные новшества в механике) игр серии. К тому же она имеет довольно тусклое оформление, не радующее глаз. Для детей не подходит совершенно.

    «Новый мир» (New World) — не локализовано

    А это наиболее неудачная игра в серии за авторством самогó Клауса-Юргена. Тематически она продолжает «Новые земли» — мореплаватели наконец доплыли до нового континента и начинают его колонизацию. Практически же это клон исходного «Каркассона» с очень незначительными изменениями.

    Дороги остались дорогами, но на них могут находиться фактории. Города остались городами, но в них могут располагаться магазины. Каждый магазин и каждая фактория приносит дополнительное очко. Монастыри переименовались в фермы, но очки за них считаются точно так же. Вот почти и вся разница. «Почти», потому что там есть ещё одна маленькая особенность в подсчёте очков, связанная с тем, кто сколько элементов уже успел завершить.

    В защиту «Нового мира» можно сказать только то, что он оформлен более красиво и стильно, нежели базовая игра. В остальном его выпуск — это чисто маркетинговый ход.

    «Дети Каркассона» (The Kids of Carcassonne)

    Чисто детская игра, значительно упрощённая и больше всего напоминающая двумерное домино. Предназначена для 2-4 игроков в возрасте от 4 лет и повествует, что логично, о средневековых детишках, бегающих по деревенским улицам. Собственно, улицы и являются в ней главным строительным элементом.

    Игроки просто выкладывают тайлы согласно общим правилам стыковки. На некоторых фрагментах улиц изображены цветные силуэты, и как только улица становится завершённой, все владельцы соответствующих цветов должны выставить на неё по своей фигурке-миплу.

    Победителем становится тот, кто первым выставил всех своих миплов. Вот и всё. Тактические решения сводятся к тому, чтобы приставлять новые тайлы к дорогам, не имеющих (или имеющих как можно меньше) чужих цветов. Самое оно для детишек дошкольного возраста.

    Тайлов в коробке немного (всего 36), так что партия длится полчаса максимум. Поскольку игра детская, тайлы раскрашены яркими цветами. Всё симпатично и позитивно, но играть в это можно максимум лет до семи, потом лучше взять «настоящую» игру и поначалу поддаваться детишкам.

    «Город» (The City) — не локализовано

    Этот вариант по тематике довольно близок к «Крепости», однако отличается по масштабам: если в «Крепости» речь шла о строительстве небольшого городка внутри уже готовых крепостных стен, то здесь город довольно велик, и строить его приходится «с нуля», включая эти самые стены. Игра рассчитана на 2-4 участников. Из всех альтернативных «Каркассонов» она наиболее высоко оценена сообществом настольщиков (171-ая позиция в рейтинге BGG).

    Характерной чертой «города» является наличие объёмных элементов, которые делают строительство «настоящим». В комплекте можно обнаружить фрагменты стен, ворота, башни… Перед началом партии все тайлы количественно делятся на три части и, соответственно, партия состоит из трёх этапов. На первом этапе всё как обычно; на втором этапе игроки могут строить стены с башнями; на третьем этапе скорость строительства стен увеличивается. Стены ограничивают дальнейшее строительство в данном направлении, могут замыкать городские улицы, и на них можно выставлять миплов-стражников (в конце игры они принесут очки).

    Первое издание «города» выходило в шикарной деревянной коробке (и стоило соответственно; сейчас оно уже стало редкостью), а затем коробка стала обычной картонной. В любом случае, «Город» является, пожалуй, самой красивой игрой серии: после окончания партии её результат выглядит очень солидно и в прямом смысле этого слова объёмно .

    Дополнения

    Все игры, описанные выше, самостоятельны. Взяв любую из коробок, её можно разложить и играть без каких-либо дополнительных материалов. Кроме того, эти коробки несовместимы между собой (хотя ради удлинения и усложнения партии никто не мешает объединять два однотипных набора)… ну там, «базу» можно смешать с «Колесом фортуны»…

    А теперь речь пойдёт о расширениях, которые не играются самостоятельно, но добавляются к основным коробкам. И сразу же нужно упомянуть важный факт: такие расширения добавляют в комплект новые тайлы, которые осложняют блокирование, позволяя игрокам «выкручиваться» из всё более и более сложных ситуаций… правда, тайлов таких не очень много, так что слишком сильно полагаться на них нельзя.

    «Река» (The River)

    Небольшое дополнение к базовой игре, меняющее лишь начало партии. Игроки начинают формирование поля с «речных» тайлов, и только когда они заканчиваются, продолжают обычным образом. Некоторые тайлы содержат фрагменты игровых элементов (дороги, монастыри, города), на которые сразу можно выставлять миплов. Можно также рискнуть выставить мипла на поле, граничащее с рекой.

    Под этим названием выпущено два дополнения, причём второе (“The River II”) может сочетаться с первым, образуя более длинную и/или ветвящуюся реку. Первая «Река» одно время сразу включалась в состав базовых коробок.

    «Таверны и соборы» (Inns & Cathedrals)

    Большое дополнение к базовой игре. Включает в себя 18 новых тайлов и набор миплов для шестого игрока. Таверны на дорогах (6 тайлов) и соборы в городах (2 тайла) увеличивают их очковую стоимость… но могут быть использованы и как грозное оружие против соперников! Незавершённая дорога с таверной, равно как и незавершённый город с собором, не приносят очков в конце игры.

    Кроме того, каждый игрок получает в своё распоряжение одного большого мипла-«авторитета». Эта фигурка выставляется по обычным правилам, но при подсчёте очков за город/дорогу/поле влияет на определение их владельца, считаясь за два обычных мипла. Нетрудно понять, что это открывает новые возможности по присоединению и захвату чужих строящихся объектов.

    «Купцы и умельцы» (Traders & Builders)

    Большое дополнение к базовой игре. Включает в себя 24 новых тайла и новые фигурки. Добавленные тайлы городов несут на себе изображения товаров трёх видов, и замыкающий город игрок получает жетоны товара в этом городе (даже если не имеет там своих миплов!). В конце игры наторгованные товары могут приносить дополнительные очки (если их больше, чем у других).

    Дополнительно каждый игрок получает фигурку умельца (который в оригинале строитель) и фигурку свиньи. Умельца можно выставить на строящуюся дорогу или город, и он позволит ускорить их строительство. Свинью можно выставить на поле, и в конце игры она увеличит очки, причитающиеся за это поле (при условии, что выставивший игрок останется его хозяином!).

    Три только что описанных дополнения большинством игроков считаются безусловно удачными, и — при условии, что вам действительно нравится «Каркассон» — смело могут быть рекомендованы к покупке. Остальные дополнения, особенно самые поздние, такой безусловной репутации не имеют.

    «Аббат и мэр» (Abbey & Mayor)

    Большое дополнение к базовой игре. Включает в себя 18 новых тайлов и новые фигурки. Тайлы аббатства действуют как обычные монастыри, но сверх того замыкают все прилегающие к ним элементы. Фигурка мэра ещё более расширяет возможности по захвату городов (каждый мэр приравнивается к числу миплов, равному числу «щитов» в городе).

    На поля теперь можно выставлять сараи: каждый сарай позволяет «рассчитать» поле по очкам досрочно и вернуть с этого поля всех миплов их владельцам. Кроме того, у каждого есть фигурка фургона, которую можно выставлять на дороги/города/монастыри обычным образом, и фургон приносит очки подобно обыкновенному миплу. Разница же в том, что после завершения элемента фургон можно передвинуть на соединённый с ним элемент — как завершённый, так и незавершённый.

    «Король и разведчик» (King & Scout)

    Мини-дополнение к базовой игре (7 тайлов) и «Охотникам и собирателям» (5 тайлов). Тайлы к одной игре не подходят для другой.

    В базовую игру, помимо тайлов, добавляется постоянное сравнение построенных дорог и городов. В конце партии «король» (хозяин самого большого завершённого города) и «разбойничий барон» (хозяин самой длинной завершённой дороги) получают дополнительные очки.

    Тайлы для «Охотников и собирателей» выполняют особые функции. Так, например, «шаман» позволяет забирать миплов с незавершённых элементов, а «разведчик» разрешает вернуть вытянутый в начале хода (и не понравившийся) тайл назад и вытянуть вместо него новый.

    «Граф» (The Count)

    Малое дополнение к базовой игре (12 тайлов). Меняет начало партии и характер взаимодействия игроков при захвате чужих элементов.

    Партия начинается с города, построенного из тайлов этого дополнения по специальной схеме. Внутри города есть элементы всех игровых типов, по которым движется фигурка графа. Каждый раз, когда игрок своими действиями приносит очки кому-то из оппонентов, не получая их сам , он может поставить в город своего мипла и передвинуть фигурку графа. Впоследствии своих миплов можно перемещать из города на соответствующие элементы поля, влияя на определение их хозяина. Граф же запрещает такое перемещение со своего тайла.

    «Принцесса и дракон» (The Princess & the Dragon)

    Большое дополнение к базовой игре. Включает в себя 30 тайлов и новые фигурки. Из этих тайлов 18 управляют драконом (который, двигаясь по уже составленному полю, «пугает» стоя́щих на нём миплов, заставляя их вернуться к владельцам), 6 тайлов-порталов позволяют выставить своего мипла на ранее выложенные тайлы, и 6 тайлов с принцессами позволяют убирать миплов из городов. Имеется также фигурка феи, которая защищает свой тайл от дракона.

    «Крепости, мосты и базары» (Castles, Bridges & Bazaars)

    Малое дополнение к базовой игре. Включает 12 тайлов, жетоны крепостей и деревянные мосты. Мосты позволяют объединять несколько несвязных дорожных сегментов в большие дороги, крепости защищают близлежащие дороги, монастыри и города, давая за них дополнительные очки.

    Кроме того, базары позволяют открыть несколько тайлов (по числу игроков) и устроить за них аукцион. Делать ставки и платить придётся победными очками.

    «Секты, осады и творчество» (Cult, Siege & Creativity) — частично локализовано

    Малое дополнение к базовой игре (12 тайлов). Тайлы сект (6 штук) играются как монастыри… но если разместить такой тайл рядом с настоящим монастырём, то там начнётся борьба за паству, по результатам которой очки получит только кто-то один (тот, кто первым завершит свой объект). Мипл, выставленный на тайл секты, называется еретиком. Тайлы осады (4 штуки) можно обычным образом присоединять к чужим городам, и хозяин осаждённого города получит за него меньше очков (а если осаждённый город останется незавершённым, то не получит ничего).

    Также это дополнение включает два чистых тайла, на которых игроки могут реализовать свои собственные задумки.

    Стоит отметить, что тема сект и осады появилась в дополнениях не просто так. В средневековье Лангедок (провинция, где и находится Каркассон) считался оплотом ереси и во время альбигойского крестового похода крепость была осаждена…

    «Катапульта» (Catapult) — не локализовано

    Самое сомнительное из всех дополнений. Игрокам выдаётся натуральная катапульта и жетоны, которыми предлагается стрелять по уже составленному полю (или же в сторону других игроков, чтобы они попытались поймать). В зависимости от результата могут происходить те или иные события — например, выстрел может вынудить соперника снять с поля своего мипла.

    «Башня» (The Tower)

    Самая заметная часть дополнения - это сборная картонная башнядля хранения всех тайлов во время игры.

    Но более интересна другая его часть - 18 тайлов с изображением фундаментов башен. Перед игрой они замешиваются с остальными плитками, а каждый игрок получает определенное количество этажей башни (а всего их 30), зависящее от числа участников. Основные правила сохраняются, однако теперь, помимо размещения подданного на только что выложенной земле, у игроков на выбор появляется 3 новых действия:
    1. Поместить один из своих этажей башни на любую землю с фундаментом независимо от того, когда она была сыграна.
    2. Поместить один из своих этажей башни на уже начатую башню. В обоих случаях игрок может в качестве заключенного забрать одного из подданных оппонента, стоящегов пределах видимости на одной линии с башней. Чем выше башня, тем дальше она действует.
    3. Завершить башню, поместив одного из своих подданных на уже начатую башню. Подданный остается на башне до конца игры и при этом ее больше нельзя строить. Таким образом вы можете защищать свои владения, если расположение данной башни могло вам угрожать.

    Если два игрока имеют в заложниках подданных друг друга, то немедленно происходит автоматический обмен пленными и подданные возвращаются на службу к своим лордам. Кроме этого, во время своего хода, игрок может забрать одного из своих заключенных заплатив за это 3 победных очка, которые отнимаются у него и переходят к оппоненту.

    «Большие коробки»

    Популярность игры и регулярность выхода дополнений естественным образом привели к тому, что издатели стали выпускать комплекты, объединяющие базовую игру с несколькими расширениями. Комплекты эти получили название больших коробок (Carcassonne Big Boxes). По состоянию на май 2011 их вышло три.

    Первая коробка была самой маленькой; она включала первое речное расширение, «Таверны и соборы», «Купцов и умельцев», а также «Принцессу и дракона». Ко всему этому ещё прилагалась «Башня».

    Во второй коробке речное расширение сменилось на вторую версию, а вместо «Башни» издатели включили в него «Аббата и мэра», «Графа», «Короля» (без тайлов, относящихся к «Охотникам и собирателям) и «Культ» (только ту часть дополнения, что связана с еретиками). Эта коробка была самой большой.

    Из третьей коробки убрали «Реку», а три малых расширения — «Граф», «Культ» и «Король» — заменили на одно побольше, «Крепости, мосты и базары».

    Российская большая коробка, согласно официальному анонсу, будет включать в себя «Таверны и соборы», «Купцов и умельцев», «Аббата и мэра», «Короля и разведчика» (в том числе тайлы для «Охотников и собирателей»).

    Компьютерные воплощения

    На тему «Каркассона» выпущены три игры для РС, а также версии для Xbox 360 и устройств на базе iOS. Все три PC-игры локализованы.

    Первой РС-реализацией были «Рыцари и купцы» (2004), где воплотили в цифру только базовую игру и первое речное расширение. За ней последовало «Новое королевство» (2006) с добавленными расширениями «Таверны и соборы», «Купцы и умельцы», «Король». Тогда же, в 2006, вышла «Эпоха мамонтов» — как нетрудно догадаться, за этим названием скрываются «Охотники и собиратели». Реализации качественные, с приятной графикой, удобным управлением и хорошим искусственным интеллектом; особо следует отметить замечательный звуковой фон. По нынешнему времени эти игры считаются устаревшими, они более не продаются и не поддерживаются. Однако найти образы дисков не составляет особого труда, и под современными операционными системами они работают нормально (хотя без явного прописывания некоторых прав не будет сохраняться игровой рейтинг; кроме того, не поддерживаются разрешения выше 1280×1024).

    В 2007 вышла версия для Xbox от Sierra Online — помимо базовой игры, она включала первое речное расширение. В том же году, чуть позднее, к этой игре выпустили второе речное расширение, а затем расширение «Король».

    Наконец, в 2010 опубликована исключительно качественная реализация под iOS. Поддерживается только базовая игра (что частично объясняется малыми размерами экрана у данных консолей); возможна как коллективная игра нескольких участников на одном устройстве, так и игра через Bluetooth/Wi-Fi (в последнем случае — как локально, так и через интернет). Искусственный интеллект на высоких уровнях очень силён. По заявлениям разработчиков, рассматривается вопрос о включении в игру дополнений.

    Часть иллюстраций заимствована с сайта интернет-магазина

    просмотров