Индекс глобальной конкурентоспособности страны. Рейтинг "Глобальная конкурентоспособность". Досье Индекс глобальной конкурентоспособности

Индекс глобальной конкурентоспособности страны. Рейтинг "Глобальная конкурентоспособность". Досье Индекс глобальной конкурентоспособности


Международные рейтинги конкурентоспособности стран традиционно составляют две организации - Международный институт развития менеджмента (IMD, г. Лозанна, Швейцария) и Всемирный экономический форум (WEF, г. Женева, Швейцария). Сравнительный анализ рейтингов приведен в табл. 2.10-2.12.
Таблица 2.10. Сопоставление рейтингов конкурентоспособности

Критерий

IMD
(www.imd.ch/wcy)

WEF
(www.gcr.weforum.org)

1

6

7

Публикуемое
издание

The World Competitiveness Yearbook (WCY) - Ежегодный обзор международной конкурентоспособности

The Global Competitiveness Report (GCR) - Отчет о глобальной конкурентоспособности

Определение конкурентоспособности нации (страны)

Конкурентоспособность нации - это ее способность создавать и поддерживать среду, которая обеспечивает рост добавленной стоимости предприятий страны и благосостояния ее граждан

Способность страны поддерживать стабильные темпы роста ВВП на душу населения

Число стран в рейтинге

57

133


1

6

7

Информационная база, на которой основывается составление рейтинга

Для сбора информации по 329 критериям конкурентоспособности стран используют: статистические данные международных, региональных и национальных организаций - 67% в 2009 г.; данные опросов 4000 руководителей крупных компаний - 33% в 2009 г.

Для сбора информации по более 110 критериям конкурентоспособности стран используют: данные опросов
11 000 руководителей крупных компаний - 80% всех данных; статистические данные - 20%

Факторы
конкуренто
способности

Конкурентоспособность страны формируют четыре фактора, которые разбиваются на 20 субфакторов и основываются на 323 критериях: экономическое состояние страны: внутренняя экономика, внешняя торговля, инвестиции, занятость и цены; эффективность государства: бюджетная, налоговая политика, институциональная система, законодательство, социальная сфера; эффективность бизнеса: производительность, рынок труда, финансы, менеджмент, система ценностей; инфраструктура: базовая, технологическая, научная инфраструктура, здравоохранение и защита окружающей среды, образование

12 слагаемых конкурентоспособности, включающих более 110 показателей, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях развития: качество институтов, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здоровье и начальное образование, высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и услуг, эффективность рынка труда, развитость финансового рынка, технологический уровень, размер внутреннего рынка, развитость бизнеса и инновационный потенциал. Все факторы объединяются в три группы*

Особенности
методики
составления
рейтинга

Рассчитывается индекс конкурентоспособности на основе четырех факторов и 20 субфакторов. Удельный вес каждого фактора - 25%, субфактора - 5%. После расчета индекса составляется рейтинг стран: чем выше значение индекса, тем выше место страны в рейтинге

В зависимости от стадии конкурентоспособности, к которой относится страна, индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index) рассчитывается с учетом разного удельного веса каждой группы факторов*. После расчета индекса составляется рейтинг стран: чем выше значение индекса, тем выше место страны в рейтинге


Примечание. Первые четыре фактора (качество институтов, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здоровье и начальное образование) образуют группу основных требований (basic requirements), которые являются решающими для стран, находящихся на первой стадии конкурентоспособности экономики по Майклу Портеру.
Следующие шесть факторов (высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и услуг, эффективность рынка труда, развитость финансового рынка, технологический уровень, размер внутреннего рынка) образуют группу факторов повышения эффективности (efficiency enhancers), которые определяют вторую стадию конкурентоспособности экономики.
Последние два фактора (развитость бизнеса и инновационный потенциал) определяют группу инноваций и развитости бизнеса (innovation and sophistication factors), которые являются ключевыми для третьей стадии.
Различные процентные соотношения выявленных трех групп факторов определяют ту или иную стадию развития конкурентоспособности экономики страны: начальная стадия («факторная»), %: основные требования - 60; факторы повышения эффективности - 35; инновации и развитость бизнеса - 5; стадия эффективного развития, %: основные требования - 40; факторы повышения эффективности - 50; инновации и развитость бизнеса - 10; стадия инновационного развития, %: основные требования - 20; факторы повышения эффективности - 50; инновации и развитость бизнеса - 30.
Таблица 2.11. Рейтинг конкурентоспособности стран Международного института развития менеджмента (IMD, 2009)

Место, 2009 г.

Место, 2008 г.

Страна

Балл

1

2

3

4

1

1

США

100,000

2

2

Гонконг

98,146

3

3

Сингапур

95,740

4

4

Швейцария

94,163

5

5

Дания

91,741

6

6

Швеция

90,520

7

7

Австралия

88,934

8

8

Канада

88,708

9

9

Финляндия

88,373

10

10

Нидерланды

87,758

11

11

Норвегия

86,604

12

12

Люксембург

86,274

13

13

Германия

83,508

14

14

Катар

81,995

15

15

Новая Зеландия

79,621

16

16

Австрия

79,294

17

17

Япония

78,242

18

18

Малайзия

77,162

19

19

Ирландия

76,956

20

20

Китай

76,595

21

21

В еликобритания

76,069

22

22

Бельгия

75,965

23

23

Тайвань

75,390

24

24

Израиль

73,425

25

25

Чили

70,933

26

26

Таиланд

70,762

27

27

Корея

68,408

28

28

Франция

68,071

29

29

Чехия

66,755

30

30
/>Индия
66,454

31

31

Литва

64,882

32

32

Словения

64,637

33

30

Словакия

63,913

34

37

Португалия

62,588

35

23

Эстония

62,573


1

2

3

4

36

33

Казахстан

61,047

37

35

Перу

59,274

38

39

Болгария

58,985

39

33

Испания

57,849

40

43

Бразилия

56,865

41

34

Иордания

56,040

42

51

Индонезия

55,479

43

40

Филиппины

54,490

44

44

Польша

53,930

45

38

Венгрия

53,917

46

50

Мексика

53,903

47

48

Турция

53,390

48

53

ЮАР

52,850

49

47

Россия

52,770

50

46

Италия

52,059

51

41

Колумбия

51,538

52

42

Греция

50,781

53

49

Хорватия

48,587

54

45

Румыния

46,945

55

52

Аргентина

43,084

56

54

Украина

40,421

57

55

Венесуэла

39,060

Источник данных: World Competitiveness Yearbook, IMD, 2009.

1

2
/>3
4

9

Канада

5,33

10

10

Нидерланды

5,32

8

11

Гонконг

5,22

11

12

Тайвань, Китай

5,2

17

13

Великобритания

5,19

12





55

Коста-Рика

4,25

59

56

Бразилия

4,23

64

57

Маврикий

4,22

57

58

Венгрия

4,22

62

59

Панама

4,21

58

60

Мексика

4,19

60

61

Турция

4,16

63

62

Черногория

4,16

65

63

Россия

4,15

51

64

Румыния

4,11

68

65

Уругвай

4,1

75

66

Ботсвана

4,08

56

67

Казахстан

4,08

66

68

Латвия

4,06

54





130

Мали

3,22

117

131

Чад

2,87

134

132

Зимбабве

2,77

133

133

Бурунди

2,58

132

Источник данных: Global Competitiveness Report 2009-2010, WEF, 2009.

Государства во всем мире пытаются получить признание не только своего народа, но и завладеть первыми строчками разных рейтингов. Каждая страна старается быть лучшей в чем-то одном или во всем сразу. Державы признают самыми культурными, наиболее демократическими, экономически развитыми, мирными или мощными. Везде преуспеть государству не удастся. Тем не менее существуют и такие державы, которые борются за первенство во всем.

Из всего разнообразия почетных наград можно выбрать первое место и в еще одном рейтинге, который зависит от глобального индекса конкурентоспособности. Об этом подробнее поговорим дальше.

Экономика - непростая штука

Большинство стран мира имеет свои стратегические цели. Но есть те, которые старается выполнить любая держава. Важным для государства является обеспечение экономического роста. Сюда же можно отнести борьбу за благосостояние каждого гражданина.

Такая стратегия предполагает не просто старание власти улучшить уровень жизни, но и определяет дополнительные требования к управлению социально-экономическим развитием. Некоторые государства выбрали путь через инновационные технологии. Как показал опыт международных отношений, именно благодаря такой стратегии страны «экономического чуда» смогли улучшить свой финансовый рост. Оказывается, на индекс глобальной конкурентоспособности влияет стимулирование инновационной деятельности.

Но такая экономическая модель неподвластна всем государствам. Есть и те, которые до сих пор не могут наладить эффективную стратегию по развитию инноваций. К таким можно отнести не только Российскую Федерацию, но и остальные

Нужно что-то предпринимать

Предпринимательская деятельность является движущей силой в развитии конкурентоспособности. Конечно, наряду с ней существует много факторов, тем не менее именно благодаря предпринимательству возможно повлиять на инновационные технологии. В свою очередь, этот тип деятельности подвластен многим показателям, которые отражают экономическую политику страны и положение государственных учреждений.

Кто главный?

В 1971 году был создан Всемирный экономический форум (ВЭФ). Эта организация известна тем, что ежегодно собирает глав государств в Давосе. Помимо лидеров, сюда приезжают руководители бизнеса, и журналисты. Уже 45 лет на форуме обсуждают вопросы, связанные не только с экономикой, но и другими острыми мировыми проблемами: охрана окружающей среды и здравоохранение.

Стоит отметить, что это швейцарская организация, основателем которой стал профессор Клаус Шваб. На данный момент он же и бессменный руководитель. Существует здесь и постоянный исполнительный орган - Совет директоров. Членство в ВЭФ имеют около 1000 компаний, организаций всего мира.

Всемирный экономический форум создан не только для дискуссий. Еще одной его задачей остается исследование сфер политики и экономики. В 1979 году был введен ежегодный доклад касательно глобальной конкуренции. Он оценивал более сотни стран мира по двум критериям: индекс потенциального роста и конкурентоспособность.

Экспертно-аналитическое исследование

Ранее эта выпускала лишь отчеты. Но уже с 2004 года создала непосредственно рейтинг государств, который основывался на индексе. Этот показатель оценивает возможности страны к обеспечению высокого уровня благосостояния граждан. Также учитывалась эффективность использования внутренних ресурсов, поддержка уровня жизни, производительность труда и качество услуг.

Задачи ВЭФ

Прежде чем вычислить индекс глобальной конкурентоспособности, специалисты должны проанализировать общедоступные статистические сведения и результаты глобального анкетирования глав компаний.

По определению организации, национальная конкурентоспособность - это возможности державы и её учреждений влиять на стабильный рост экономики. Исследователи нашли связь между уровнем конкурентоспособности и благосостоянием граждан. Чем выше первый показатель, тем положительнее второй.

Цель индекса

Задумка форума состоит в том, что государству необходимо использовать полученные результаты исследования. Эта оценка позволяет понять, что стране надо стремиться к устранению сложностей на пути к улучшению экономического развития и конкурентоспособности. Индекс является инструментом в изучении проблемных секторов экономической политики и разработке стратегии по усовершенствованию политической модели.

Влияние

Представители ВЭФ утверждают, что для определения конкурентоспособности нужно уделить внимание многочисленным и разноплановым факторам. Очевидно, что влияние на экономику может быть отрицательным по ряду причин: сюда входит и неплодотворное регулирование бюджета страны, высокие показатели инфляции.

В свою очередь, есть и те факторы, которые положительно влияют на экономику: обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности, прогрессивная судебная система, взвешенные политические решения.

Не только институционные факторы могут сказываться на финансовой системе. Есть также обучение и переквалификация рабочего персонала, возможность круглосуточного образования и технологического развития. Все факторы могут по-разному влиять на ту или иную экономическую систему.

Составляющие элементы

Известно, что в анализе индекс глобальной конкурентоспособности ВЭФ объединяют с индексом конкурентоспособности бизнеса. Решающее слово все же за первым показателем. Кстати, этот индекс был создан ученым Ксавье Сала-и-Мартином, который преподает в Он-то как раз и разработал эту оценку для Всемирного экономического сообщества.

Итак, чтобы определить балл, нужно обратиться к 113 переменным. Часть из этих факторов сформирована благодаря глобальным опросам, часть состоит из статистических данных и результатов исследования. Все 113 переменных распределены на 12 категорий. Они были выбраны благодаря эмпирическим и теоретическим исследованиям.

Но стоит отметить, что ни одна из этих переменных не сможет самостоятельно дать государства. Кроме того, все факторы связаны между собой. Производительность рынка товаров и услуг зависит от квалификации и профессионализма рабочей силы.

Чтобы контролировать макроэкономическое постоянство, необходимо эффективно распоряжаться бюджетом страны, пресекать коррупцию и обеспечивать прозрачность экономической системы. Предприниматели могут организовывать новые технологии только в том случае, если полученная прибыль превысить инвестиционные расходы.

Таким образом, ясно, что индекс глобальной конкурентоспособности страны возглавляют те страны, которые могут проводить всеобъемлющую политику, оглядываясь на целый ряд факторов и взаимосвязь между ними.

В чем различие?

Исследователи ВЭФ первостепенно учитывают прогресс экономики той или иной державы. При этом они прослеживают и её развитие на разных стадиях. Толкование каждой переменной для государства связано с её начальными обстоятельствами или со структурными и организационными параметрами. Эти данные позволяют позиционировать державу среди других сквозь призму развития.

Ученые ежедневно работают над методологией вычисления, чтобы индекс глобальной конкурентоспособности оставался объективным и адекватным механизмом контроля уровня экономики при постоянных изменениях в глобальной среде.

Методология

Итак, как уже говорилось ранее, исследование анализирует 113 показателей. Они объединяются в 12 категорий. Всего лишь 34 переменных рассчитаны по общедоступным статистическим данным. Сюда входит внешний долг, уровень жизни и другие показатели. Остальная часть факторов относится к глобальному опросу, в который входит мнение более 14 тысяч руководителей компаний.

По этому принципу государства распределяют по стадиям развития экономики. В этом случае учитывают только ВВП на душу населения. Хотя есть и исключения, к примеру, для России в этом случае применяют второй критерий - степень зависимости развития страны от основных факторов. Такая привилегия применима в том случае, когда государство имеет зависимость от минеральных ресурсов.

Стадии

Как уже говорилось ранее, прежде нужно определить стадию развития державы. Всего их 5: к факторному развитию относится 37 экономик стран. В их число входит большинство африканских государств, а также Индия, Кыргызская Республика, Вьетнам и т. д.

Вторая группа - это переходная стадия от факторного развития к эффективному. В этой категории находятся 16 государств: Азербайджан, Иран, Молдова, Монголия и др. В третью группу входит вторая стадия развития - эффективная. Здесь насчитывается 30 экономик: Украина, Китай, Сербия, Южная Африка, Болгария, Армения и т. д.

Четвертая группа также считается переходной стадией, но уже от эффективной к инновационной. В этой категории находится 24 экономики: Россия, Бразилия, Казахстан, Турция, Уругвай, Польша, ОАЭ и др. Последняя группа - это третья стадия развития. К инновационной экономике относят 37 стран: среди них большинство европейских, также США, Австралия с Новой Зеландией, Южная Корея, Япония и др.

Исследование 2016 года

В 2016 году уже прошел Всемирный экономический форум. Исследование в этот раз охватило анализ 138 стран. конкурентоспособности 2016-2017 снова расставил по местам государства. Теперь каждое правительство имеет результат, на который может опираться.

Лидером этой гонки остается Швейцария. Она занимает первую строчку уже восемь лет подряд. После неё все так же остались Сингапур и США. Их глобальный индекс конкурентоспособности 2016 года составляет 5.8 и 5.7 единиц. Эти государства являются лидерами в снабжении всего мира инновационными изделиями и услугами.

С прошлого года не трансформировалась и десятка лидеров. После Швейцарии, Сингапура и США Индекс 5.6 получили Нидерланды и Германия, 5.5 - Швеция, Великобритания, Япония и Гонконг, 5.4 - Финляндия и Норвегия.

Потеря позиций

Исследование этого года показало, что наблюдаются и негативные тенденции. Глобальный индекс конкурентоспособности 2016 года зависит и от воздействия других организаций на государства. Речь идет о ЕС. Усилия этого института сохраняют брешь между европейскими державами. Рейтинг показывает то, что страны Северной и Западной Европы возглавляют экономический «хит-парад». А вот Южная часть страдает от финансового упадка, что сказывается на показателях Индекса. Испания заняла 32-е место, Италия - 44, Греция за последний год переместилась вниз на пять позиций и занимает 86 строчку.

Ближний Восток и Северная Африка по-прежнему продолжают спускаться. Катар в прошлом году занимал 14-е место, ныне находится на 18. Саудовская Аравия тоже сдала четыре позиции и находится на 29-й строчке. Снова в этом году не получил глобальный индекс конкурентоспособности Ирак. Это указывает на то, что ситуация в стране очень плачевная.

Центральная и Южная Африка тоже пасет задних. Лидерами остаются: Маврикий на 45 строчке, Южная Африка - на 47 и Руанда - на 52. Все остальные государства, которые находятся на этой территории, сильно отстают. Каждому из них необходима внешняя помощь, которая усилила бы экономическое развитие и повысила бы индекс глобальной конкурентоспособности.

Страны СНГ

Российская Федерация, в отличие от многих других держав, сумела подняться на две ступени и заняла 43-е место. Экономика странны в данный момент находится в рецессии, но положительный результат был получен благодаря эффективности внутреннего рынка и сокращению бюрократических препятствий. Также прогресс наблюдается в образовании. Вниз страну тянет высокая инфляция, низкий приток капитала.

Казахстан в глобальном индексе конкурентоспособности получил 53-е место. Сравнительно с минувшим годом это очень плохой результат, так как держава спустилась аж на 11 позиций. По пяти критериям из 12 Казахстан заметно улучшился, остальные 7, наоборот, показывают регресс. Есть факторы, которые положительно повлияли на Глобальный индекс конкурентоспособности 2016. Казахстан достиг прогресса по инновационным технологиям, предпринимательству, среднему и высшему образованию.

Украина показала негативный результат. Она упала с 79 места на 85-е. Главными проблемами страны считают политическую нестабильность, коррупцию, инфляцию, государственную бюрократию и высокие налоги.

Азербайджан улучшил свой прошлогодний результат на три ступени и занял 37 место. Ныне это государство является лидером среди стран СНГ. Положительный результат показал Таджикистан, переместившись с 80 места на 77-е. Армения также улучшилась на три позиции и находится на 79 месте. А вот значительно ухудшили свои показания Молдова (100) и Кыргызстан (111). В первом случае страна спустилась на целых 16 позиций, а во втором - на 9.

Рейтинг глобальной конкурентоспособнoсти 2012-2013 возглавила Швейцария, которая занимает первое место рейтинге уже четвертый год подряд. Второе и третье места занимают Сингапур и Финляндия, соответственно. Страны Севернoй и Западной Европы продолжают доминировать в первой десятке списка: верхние строчки занимают Швеция (4 место), Нидерланды (5), Германия (6).

Соединенные Штаты занимают 7 место. Несмотря на улучшение показателей конкурентоспособности в целом, США продолжают падение в рейтинге четвертый год подряд, сместившись на два места до седьмой позиции. Кроме растущей макрoэкономической уязвимости, некоторые аспекты институциональной среды страны прoдoлжают вызывать растущую озабоченность среди лидеров бизнеса, в частнoсти низким остается уровень доверия общества к политическим деятелям, эффективность государства также недостаточно высока. Позитивным фактором является то, что страна до сих пор остается глобальным инновационным центром и ее рынки работают эффективно.

Далее идут Великобритания (8 место) и Гонконг (9). Япония, которая завершает первую десятку наиболее конкурентоспособных экономик, остается второй по рейтингу экономикой Азии, несмотря на заметное снижение позиций в последние годы.

Исследование демонстрирует, что разрыв в конкурентоспособности среди европейских стран продолжает увеличиваться. В то время как страны Северной и Западной Европы укрепили свои традиционно сильные конкурентные позиции со времени экономического кризиса 2008-2009 годов, страны Юга Европы, такие как Португалия (49 место), Испания (36 место), Италия (42 место) и особенно Греция (96 место), продолжают страдать от конкурентных недостатков, таких как макроэкономическая неустойчивость, плохой доступ к финансирoванию, негибкие рынки труда и дефицит инноваций.

В регионе Ближнего Востока и Северной Африки лидирует Катар (11 место) и Саудовская Аравия (18). Объединенные Арабские Эмираты (24 место) улучшили свои показатели, в то время как Кувейт (37 место) немного опустился в рейтинге.

Среди стран Африки южнее Сахары Южная Африка (52 место) и Маврикий (54) фигурируют в верхней пoловине рейтинга. Однако большинству стран региона требуются дальнейшая внешняя помощь для усиления их экономического развития и конкурентоспособности.

Среди стран Латинской Америки лидерство удерживает Чили (33 место), также повышается конкурентоспособность ряда экономик, включая Панаму (40 место), Бразилию (48 место), Мексику (53 место) и Перу (61 место).

Крупные развивающиеся рыночные экономики страны БРИК демонстрируют различные показатели. Несмотря на незначительное снижение в рейтинге на три пoзиции, Китай (29 место) продолжает лидировать в группе. Бразилия (48 место) в этом году переместилась в рейтинге вверх, а Индия (59) и Россия (67) несколько снизили свои позиции.

Россия в этом году потеряла одну позицию в рейтинге и опустилась на 67 место. Соседями России в списке на этот раз оказались Иран (66 место) и Шри-Ланка (68). Отмечается, что по сравнению с предыдущим годом относительно стабильное положение России ухудшилось по таким слагаемым как качество институтов, конкуренция на рынках товаров и услуг, антимонопольная политика и развитoсть финансового рынка. Улучшение произошло лишь по двум слагаемым: макроэкономическая среда и инфраструктура. Как и в прошлом году, ключевыми проблемами для экономического развития в России представители бизнеса называют коррупцию и неэффективность государственного аппарата, а также высокие налоговые ставки. Однако в этом году существенно выросла значимость проблем с доступностью финансирования и с квалификацией рабочей силы. Все эти проблемы мешают России вoспользоваться своими конкурентными преимуществами, такими, как сравнительно низкий уровень государственного долга и дефицита бюджета, значительный объем внутреннего рынка, относительно высокий инновационный потенциал и качественное высшее образование.

Среди стран бывшего СССР Россия пропустила вперед Эстонию (34 место), Литву (45), Азербайджан (46), Казахстан (51), который улучшил свою позицию сразу на 21 пункт, и Латвию (55). Остальные государства постсоветского пространства распoложились ниже: Украина (73 место), Грузия (77), Армения (82), Молдова (87), Таджикистан (100) и Кыргызстан (127). Беларусь в рейтинге ВЭФ отсутствует.

Комментирует Клаус Шваб (KlausSchwab), основатель и исполнительный директор Всемирного экономического форума: «Устойчивые различия в конкурентоспособности в различных регионах мира и внутри этих регионов, в частности в Европе, лежат в основе нестабильности, которую мы переживаем сегодня и это ставит под угрозу наше будущее процветание. Мы убеждаем правительства действовать решительно и принимать долгосрочные меры по усилению конкурентоспособности и вoзращению мира на путь устойчивого развития».

Комментирует Ксавье Сала-и-Мартин (XavierSala-i-Martin), профессор экономики Колумбийского университета (ColumbiaUniversity) в США, соавтор отчета: «Индекс глобальной конкурентоспособности дает представление о долгосрочных тенденциях, которые формируют конкурентоспособность национальных экономик. С этой точки зрения отчет может дать полезную информацию о ключевых направлениях, в которых должны действовать страны, чтобы оптимизировать производительность, определяющую их экономическое будущее» .

Исследование конкурентоспoсобности стран мира занимается ведущий в Европе Институт менеджмента (Institute of Management Development, IMD), базирующийся в Лозанне, (Швейцария).

Под конкурентоспособностью страны Институт менеджмента понимает способность национальной экoномики создавать и поддерживать среду, в которой возникает конкурентоспособный бизнес. The IMD World Competitiveness Yearbook - ежегодное аналитическое исследование конкурентоспособности, которое Институт проводит с 1989 года в содружестве с исследовательскими oрганизациями во всем мире.

На сегоднешний день The IMD World Competitiveness Yearbook - одно из наиболее полных исследований по проблемам конкурентоспособности государств и регионов, которое в ряде стран используется для формирования государственной политики и определения дальнейших действий правительства по повышению конкурентоспособности национальной экономики, а также стратегических бизнес-решений в крупных компаниях. Каждое государство в рейтинге оценивается на основе анализа 331 критерия по четырем основным показателям:

  • · состояние экономики;
  • · эффективность правительства;
  • · состояние деловой среды;
  • · состояние инфраструктуры.

Каждый показатель имеет равный вес и включает в себя пять фактором. Таким образом, совокупный рейтинг конкурентоспособности государств основании на 20 различных индикаторов из четырех ключевых аспектов экономической жизни страны. При расчете используются данные международных организаций, среди которых ООН, ВТО, МОТ, ОЭСР, МВФ, Всемирный банк и другие, а также 57 партнерских институтов по всему миру. Рейтингование осуществляется на основе обратного соотношения: две трети - стaтистические данные и одна треть - экспертных оценок. Бизнес-климат в охваченных исследованием странах оценивается на основе мнения аналитиков, опросов руководителей крупных корпораций и специалистов.

Согласно недавнему рейтингу Всемирного экономического форума (WEF) за 2011-2012 годы, стрaна занимает 66-е место из 142-х. Россия оказалась позади не только развитых, но и многих развивающихся стран -- в частности, других членов БРИК. За период с 2005 года, когда методология расчета индекса глобальной конкурентоспособности WEF значительно изменилась, Россия, находившaяся среди стран БРИК на 3-м месте после Индии и Китая, ухудшила свое положение по отношению к Бразилии и переместилась на последнюю позицию. За это время Китай, наоборот, вошел в тридцатку наиболее конкурентоспособных стран.

С 2000-го по 2004 годы Россия занимала самые низкие места в четверке по индексам конкурентоспособности для роста и для бизнеса WEF -- аналогам современного индексa глобальной конкурентоспособности. Сам индекс глобальной конкурентоспособности России последние три года находится на неизменном уровне 4,2 (из 7) балла. Согласно оценкам WEF, соответствие базовым макроэкономическим требованиям и эффективность бизнес-среды в России за прошедшие семь лет немного улучшились. Наилучшую динамику показали уровень развития инфраструктуры и технологический уровень (+0,8 балла до знaчений 4,5 и 3,7 соответственно). Показатели здоровья, начального образования, высшего образования и профессиональной подготовки снизились. Ухудшился и уровень совершенства бизнеса, в частности конкурентоспособность компаний и инновационный потенциал.

Особенно низкие оценки страны в 2011 году наблюдались по показателям уровня развития институтов (правил игры) и финансовых рынков, эффективности товарных рынков и организации бизнеса. Как следует из этого, хотя российский бизнес дaлеко не идеал, а его бизнес-стратегии по многим оценкам (и не только в этом рейтинге), зачастую примитивны и недальновидны, хотя разрыв в оплате труда внутри российских компаний просто неразумен, но государство еще хуже исполняет свои функции и нуждается в глубоком реформировании. В число пяти основных факторов, препятствующих развитию бизнеса в России вошли коррупция, бюрократия, криминогенная обстановка, высокие ставки налогов и трудности в доступе к финaнсированию.

При этом Россия по уровню среднедушевого ВВП заметно (от 1,5 до 5 раз) выше партнеров по БРИК, а значит, их институты ей, скорее всего, не подходят. По уровню почасовой производительности труда Россия тоже выше (в 2-5 раз), а вот эффективность зарплат («зарплатотдача») в стране в два раза ниже. Это знaчит, что удержать уровень жизни в России от падения нельзя без стремительной модернизации. Но этого, опираясь лишь на пенсионеров, синих воротничков и часть сырьевой техноструктуры, не осуществишь. Без креативного класса не обойтись. А тот не хочет играть по старым правилам.

12 янвaря 2012 года исследовательский центр Heritage Foundation опубликовал очередной рейтинг стран с точки зрения экономической свободы. Как и в прошлом году, Россия нaбрала в нем 50,5 баллов из 100 (при среднем показателе в мире 59,5 балла). Заметим, что государства, получившие оценку ниже 50 баллов, рассматриваются центром уже как «несвободные». Страна находится на 144-м месте, замыкая список «преимущественно несвободных» экономик и отставая не только от Китая -- 138-е место, но и от Бразилии и Индии, занимающих соответственно 99-е и 133-е место в рейтинге экономической свободы.

По результатам последнего десятилетия ситуация в России не показала сколько-нибудь значимого улучшения. Индекс экономической свободы в этот период колебался на уровне 50-51 балла. Конечно, экономическая свобода далеко не единственный критерий экономического успеха, однако и в других, более комплексных рейтингах, в частности рейтингах Международного института управленческого рaзвития (IMD) и Всемирного экономического форума (WEF), положение России далеко не соответствует ее базовому потенциалу. Страна должна была бы занимать более высокое положение не только благодаря большому внутреннему рынку, природным ресурсам (все это есть и у Бразилии, и у Китая, и у Южной Африки), но и за счет весьма качественной рабочей силы. При этом темпы роста российской экономики в 2000-2010 годы не были сверхвысокими, а в целом соответствовали уровню развития страны, так как естественный провал ВВП в 2009 году на 8% вернул ее на предсказуемую траекторию роста.

Рис.1

Если же посмотреть на рейтинги, которые, по замыслу их создателей, говорят не о прошлом и настоящем, a о будущем страны, то перспективы экономического выживания России в новом мире в статусе «перспективного гиганта» под большим вопросом. Конечно, можно по-советски отмахнуться от мнения заграницы, но где сейчас те Советы? А можно и попытаться понять упорное нежелание запaдных экспертов признать ценность особого пути крупной авторитарной экономики со сверх меры коррумпированным госаппаратом. Даже лучшие представители которого в начале 2000-х рассуждали примерно так: пусть институты развития украдут 30-40% бюджетных денег, но 60-70% пойдет в родную экономику, а не в отток капитала, как в лихие 1990-е. Но почему-то вышло так, что сейчас и деньги пилят, и отток капитала только растет.

Согласно исследованию IMD, в 2011 году Россия занимала 49-е (из 59 cтран) место в рейтинге конкурентоспособности стран мира. В 2001-м страна занимала 43-е место -- такое же, как и в 2011-м без учета новых стран, вошедших в рейтинг. Индия и Китай в тот же период не только находились выше, но и показывали лучшую динaмику. Так, Индия поднялась на 10 позиций (32 место в 2011 году), Китай -- на 7 (19 место). Лишь Бразилия оказывалась в рейтинге ниже России, и то лишь два раза -- в 2004 году и в 2007-м, и опустилась за 11 лет на 4 позиции до 44 места.

Такие оценки социальной и институциональной среды -- компонент эффективности государства по IMD, -- как достаточность защиты личной безопасности и частной собственности, честность судебной системы, политическая стабильность, прозрaчность государственной политики, отсутствие бюрократии и коррупции для России гораздо ниже, чем для Бразилии, Индии или Китая. Что касается бизнес-среды, ведение бизнеса в стране остается крайне трудным делом, a законодательная поддержка создания фирм за 10 лет улучшилась незначительно. Утечка мозгов в России препятствует конкурентоспособности экономики гораздо сильнее, чем в других странах БРИК, а по способности привлекать иностранных специалистов страна опустилась с первой на последнюю позицию по сравнению с остальными быстроразвивающимися странами. При этом большинство этих и других показателей в стране за десять лет скорее снизились или остались на прежнем, низком, уровне.

Рис.2 Уровень коррупции в странах БРИК согласно рейтингу конкурентоспособности IMD (10-балльная шкала)

Индекс глобальной конкурентоспособности стран за 2018 год показал, что экономика США ближе к «идеальному государству», чем любая другая страна. По шкале от 0 до 100 Америка набрала 85,6 баллов, за ней следуют Сингапур (83,5 балла), Германия (82,8 балла), лидер прошлогоднего рейтинга Швейцария (82,6 балла) и Япония (82,5 балла).

Под конкурентоспособностью авторы , представленного на Всемирном экономическом форуме (World Economic Forum, WEF) понимают способность страны поддерживать высокие доходы, сохранять баланс социально-экономических условий и поддерживать удовлетворенность жизнью у граждан.

Вот как выглядит топ-10 самых конкурентоспособных стран 2018 года

Почему Америка стала самой конкурентной в глобальном плане страной мира

WEF выделяет три аспекта превосходства США среди 140 экономик мира. Это размер рынка, инновационная экосистема (включая предпринимательскую культуру, ее открытость и гибкость) и стабильность.

Тем не менее, США рано почивать на лаврах. По данным ВЭФ, Америка отстает от других стран с развитой экономикой в ​​отношении общественного здравоохранения. В настоящее время в стране средний возраст дожития составляет 67,7 лет. Наблюдается и ухудшение безопасности, так как количество убийств в пять раз превышает средний показатель по другим странам с развитой экономикой. Более того, США занимают 40-е место по такому показателю как система сдержек и противовесов, 15-е место по уровню независимости судей и 16-е место по уровню коррупции.

Зато если рассматривать инновации, то тут американская экономика очень сильна. «Инновации стали одним из важнейших условий для всех стран с развитой экономикой и является приоритетом для растущего числа развивающихся стран. Уже подавляющее большинство из них изо всех сил пытаются сделать инновации важным двигателем роста» , — пишут авторы доклада. «Результаты показывают, что в мире существует всего несколько инновационных тяжеловесов, включая Германию, Соединенные Штаты и Швейцарию».

Место России в рейтинге глобальной конкурентоспособности стран мира

Место России в рейтинге конкурентоспособности

Российская Федерация находится на 43 месте в списке самых конкурентоспособных стран. Она набрала 65,6 балла из ста, и «прыгнула» сразу на две строчки вверх в сравнении с 2017 годом. Перспективы роста российской экономики составляют в нынешнем году 1,7% и это наивысший показатель за пять лет.

Улучшение показателей России эксперты ВЭФ объясняют стабилизацией условий макроэкономического развития, благоприятными обстоятельствами для инновационного развития и внедрением новых информационных технологий в повседневную жизнь граждан страны.

А слабыми сторонами РФ являются финансовый и потребительский рынки, а также здравоохранение. По уровню развитости они находятся на 86, 83 и 100 местах соответственно. По одной из 12 ключевых «опор» — а именно институтам — Россия набрала всего 52,7 балла, оказавшись на 72-е месте списка.

Самая неконкурентоспособная страна в мире

На региональном уровне страны Африки к югу от Сахары лидируют по концентрации самых неэффективных экономик мира. Восемь из 10 наименее конкурентоспособных стран находятся именно в этом регионе.

А самым неконкурентоспособным государством в 2018 году является Чад (140-е место, 35,5 балла из 100 возможных). На втором месте с конца расположился Йемен (36,4 балла), а замыкает тройку аутсайдеров Гаити (36,5 балла).

Почему глобальная конкурентоспособность имеет значение? Авторы доклада считают, что она способствует повышению уровня жизни и создает ресурсы, необходимые для достижения широкого спектра социальных целей.

Методология создания Индекса глобальной конкурентоспособности

В 2018 году эксперты ВЭФ использовали новую методологию для создания своего ежегодного доклада. Это было необходимо, чтобы отразить сдвиги, произошедшие в мире под влиянием массового внедрения киберфизических систем — так называемой Четвертой промышленной революции.

В Индексе было использовано 98 показателей и 12 «столпов» конкурентоспособности, исходя из которых 140 стран оценивались по:

  1. качеству своих институтов;
  2. инфраструктуре;
  3. внедрению информационных и коммуникационных технологий;
  4. макроэкономической стабильности;
  5. здоровью населения;
  6. высшему образованию и профподготовке;
  7. потребительскому рынку;
  8. рынку труда;
  9. финансовой системе;
  10. размеру внутреннего рынка;
  11. динамике развития бизнеса;
  12. инновационному потенциалу.

Для каждого столпа использовалась шкала от 0 до 100. Чем больше страна набрала баллов, тем ближе ее экономика к идеальному состоянию или «границе» конкурентоспособности.

(справка)

Рейтинг (индекс) глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness index) Всемирного экономического форума (ВЭФ) публикуется ежегодно, начиная с 2004 г. (до этого с 1979 г. выпускался соответствующий доклад ВЭФ) и на данный момент является наиболее авторитетным комплексным исследованием в данной сфере.

В основу индекса заложены ИЗ переменных, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Совокупность переменных на 2/3 составляется на основе результатов опроса руководителей компаний анализируемых стран и на 1/3 на основе открытых источников (статистические данные, результаты исследований, осуществляемых на регулярной основе международными организациями - партнерами ВЭФ). Все переменные объединены в 12 контрольных показателей, определяющих национальную конкурентоспособность. К ним относятся: качество государственных институтов, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здоровье и начальное образование, высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и услуг, эффективность рынка труда, развитость финансового рынка, уровень технологического развития, размер внутреннего рынка, конкурентоспособность компаний, инновационный потенциал.

Выбор именно этих переменных обусловлен теоретическими и эмпирическими исследованиями, причем эксперты ВЭФ исходят из того, что ни один фактор не может в одиночку обеспечить конкурентоспособность. Наиболее конкурентоспособными являются те страны, правительства которых проводят комплексную политику, учитывающую весь спектр факторов и взаимосвязи между ними. К факторам, оказывающим отрицательное влияние на состояние экономики, относят, например, неэффективное управление государственными финансами, высокий уровень инфляции и др. Положительный же эффект могут оказать надежная система защиты прав частной и интеллектуальной собственности, развитая судебная система и другие меры. Наряду с институциональными факторами решающее значение могут иметь образование и возможность повышения квалификации рабочей силы, доступа к новым знаниям и технологиям.

Для каждой из стран, охваченных исследованием, отчет содержит детальное описание с подробными выводами об их позиции в общем рейтинге, а также по наиболее выдающимся конкурентным преимуществам и выявленным недостаткам. Составной частью обзора является подробный статистический раздел с таблицами рейтингов по различным индикаторам.

При составлении индекса эксперты ВЭФ принимают во внимание то, что государства находятся на разных этапах своего развития. Таким образом, значения отдельных факторов роста конкурентоспособности адаптируются к текущему состоянию экономики той или иной страны.

Предполагается, что Индекс может использоваться правительствами в качестве инструмента для анализа проблемных моментов экономической политики и разработки стратегий по достижению устойчивого роста.

При подготовке рейтинга 2016 г. были опрошены более 14 тыс. руководителей компаний из 138 государств. В качестве основного посыла в упомянутом докладе констатируется, что в условиях слабых темпов роста мирового хозяйства, турбулентности на валютно-финансовых рынках, геополитической напряженности и высокого уровня суверенной задолженности в развивающихся странах необходимо на национальном и международном уровнях сосредоточиться на поиске новых факторов роста экономики и конкурентоспособности. При этом, хотя важность базовых драйверов экономики - инфраструктуры, здравоохранения, образования, а также регулирования рынков сохраняется, стимулирование роста ВЭФ

связывает с так называемой «четвертой промышленной революцией», развитием инноваций и способностью государств использовать новые технологии для получения конкурентных преимуществ.

В 2016-2017 г. восьмой год подряд статус самой привлекательной страны в мире по развитию производства и ведению бизнеса присвоен Швейцарии. Второе место по индексу конкурентоспособности занял Сингапур. США вновь удостоились третьей позиции, несмотря на замедление динамики развития американского промышленного производства. Тем не менее, как считают в ВЭФ, Вашингтону не следует «почивать на лаврах». Для стимулирования высоких темпов экономического роста и дальнейшего развития рынка труда одних лишь «монетарных» усилий ФРС уже не достаточно, необходимо запустить комплекс реформ по развитию инфраструктуры, повышению эффективности рыночных механизмов, а также касающихся сферы инноваций.

В первую десятку также вошли Нидерланды, Германия, Швеция, Великобритания, Япония, Гонконг и Финляндия. Наименее конкурентоспособной страной ЕС названа Греция (86-е место, в 2015 г. - 81-е).

Из стран БРИКС самое высокое место - 28-е - занимает Китай (без изменений за последние 2 года). Разрыв стремительно сокращает Индия (39-е место, в 2015 г. - 55-е), что объясняется активной реформаторской политикой индийского правительства под руководством премьера Н.Моди. Небольшой прогресс у ЮАР - 47-е место (в 2015 г. - 49-е). Рейтинг Бразилии, наоборот, идет вниз - 81-е место (в 2015 г. - 75 -е).

Отмечается, что Россия повысила свою конкурентоспособность на 2 позиции - 43-е место из 138 стран (третья позиция среди БРИКС, первое место в ЕАЭС). Положительная динамика продолжается пятый год подряд. ВЭФ объясняет это усилением фундаментальных факторов конкурентоспособности, включая качество образования, укрепление инновационного потенциала и улучшение бизнес-климата, а также улучшение ряда макроэкономических показателей, в частности, госдолга. При этом указывается, что Россия остается под влиянием резкого падения цен на сырьевые товары (но в меньшей степени, чем другие страны ЕАЭС). Это сказывается на сокращении бюджетных поступлений, сохранении высокой инфляции. Подчеркивается, что серьезные трудности испытывает российский финансовый сектор, прежде всего из-за действующих ограничений на доступ к международным кредитным ресурсам. Вместе с внешними факторами негативное влияние оказывают отсутствие структурных преобразований, коррупция, проблемы в области налогового регулирования, недостаточно эффективное государственное управление.

просмотров